Газета Бердск православный

Содержание                        Главная                       Архив новостей 
МАЙ 5 05 2001 год.  Выпускается по благословению Высокопреосвященного ТИХОНА, Митрополита Новосибирского и Бердского.

ПРАЗДНИК ВОЗНЕСЕНИЕ ГОСПОДНЕ

Еже о нас исполнив смотрение, и яже на земли соединив небесным, вознеслся еси во славе, Христе Боже наш, никакоже отлучаяся, но пребывая неотступный, и вопия любящим Тя, Аз есмь с вами и никтоже на вы. (Кондак, глас 6й) 

Праздник Вознесения переходящий, он совершается в сороковой день после Пасхи. В 2001 году празднование приходится на 24 мая (по новому стилю). Праздник Вознесения содержит глубочайший вероучительный смысл. 

Факт Вознесения Господня это также и неотъемлемое звено в цепи важнейших Евангельских событий. Со времени Воскресения Господь Иисус Христос уже не был со Своими учениками все время, но лишь иногда являлся им и также внезапно становился невидим. 

Однажды, когда Иисус вдруг встал посреди учеников, как об этом рассказывает Евангелист Лука, они, смутившись испугались и подумали, что видят духа. Но Господь указал им на Свои руки и на Свои ноги дух плоти и костей не имеет и ел перед ними поданную Ему рыбу и мед. Плоть Господа не была призрачной, но воскресшая, победившая смерть, она не подлежала законам земной природы. В прощальной беседе с учениками, в виду приближающихся крестных страданий, Господь говорит о предстоящем Своем Вознесении на Небо: «Я исшел от Отца и пришел в мир и опять оставлю мир и иду к Отцу».(Ин.16,28). И потом по Воскресении Своем, Он снова повторил Марии Магдалине: «Восхожу к Отцу Моему и Отцу вашему и Богу Моему и Богу вашему» (Ин.20,17).

Воскреснув, Господь принадлежал не столько земле, сколько небу. Вознесение произошло на Елеонской горе в десяти стадиях от Иерусалима ровно столько разрешалось иудеям проходить в субботний день. Господь поднялся на глазах учеников, и облако взяло Его из вида их. «И когда они смотрели на небо во время восхождения Его, вдруг предстали им два мужа в белой одежде и сказали: Мужи Галилейские! Что вы стоите и смотрите на небо? Сей Иисус, вознесшийся от вас на небо приидет таким же образом, каким мы видели Его восходящим на небо»». 

Вознесение Сына Божия есть видимое сокрытие Его до времени Второго пришествия, когда Он приидет также «нечаянно и непредвиденно», также «явно и торжественно», также «на облаке и с телом». Но одновременно своспоминанием о видимом со крытии Сына Божия и обетованием Второго пришествия, Церковь вспоминает и слова Христа сказанные Им перед Вознесением: «Я с вами во все дни до скончания века».(Мф. 18,20)

Празднуя Воскресение Господне, Церковь вспоминает и другую его сторону венчая Пасху, Вознесение подготавливает Пятидесятницу, пролагая путь к схождению в мир Духа Утешителя, к созданию на земле Церкви Христовой. На Тайной Вечере Господь говорил ученикам: «Лучше для вас чтобы Я пошел, ибо если Я не пойду, Утешитель не придет к вам»(Ин. 16,7). 


НА ПРАЗДНИК В ХРАМЫ ГОРОДА 

В храмах города Бердска в День Вознесения будут совершаться торжественные службы: праздничная Всенощная вечером, накануне праздника и Божественная Литургия 24 мая. Священство облачится в белые ризы цвет Господских праздников. Установление этого праздника относится к III-IVвв.

В стихирах (Богослужебных стихах, которые поются)помимо внешней картины праздника (шествие Иисуса Христа к горе Елеонской, благословение Апостолов, явление Ангелов) изображается и внутренняя сторона его: скорбь Апостолов перед разлукой с Учителем, просьбы Апостолов о ниспослании Святого Духа, удивление Ангелов и их вопрос: «Кто сей возшел на небеса красный (прекрасный) муж, не человек только, но Бог и человек».

В паремиях (ветхозаветных отрывках) прозвучат иносказательные пророчества об этом событии.В каноне, который молящиеся услышат вечером на Всенощной, весь мир видимый и невидимый призовется к совместной духовной радости в славный день Вознесения Господня.История Вознесения Господня прозвучит на чтении Евангелия и Апостола (посланий апостола Павла).Тропарь Вознесения:« Вознеслся еси во славе, Христе Боже наш, радость сотворивый учеником обетованием Святаго Духа, извещенным им бывшим благословением. яко Ты еси Сын Божий, Избавитель мира».

Смысл его на современном языке таков: «Ты вознесся во славе, Христе Боже наш, доставивши радость ученикам обещанием им Святого Духа, и заверивши их через Твое благословение, что Ты Сын Божий, Избавитель мира».

Праздник Вознесения будет продолжаться 9 дней Его «отдание» произойдет 2 июня. Все эти дни до указанного срока на Богослужениях не перестанут звучать тропарь и молитвословия праздника Вознесения.


ЦЕРКОВНЫЕ ПРАЗДНИКИ И ПАМЯТНЫЕ ДАТЫ  

22/9 мая перенесение мощей свт. и чудотворца Николая из Мир Ликийских в Бар.

24 /11 мая Вознесение Господне. Равноап. Мефодия и Кирилла, учителей Словенских.

1 июня/19 мая Благ. вел. кн. Дмитрия Донского.

2 июня/20 мая Троицкая родительская суббота.3 июня/21 мая День Святой Троицы.

4 июня/22 мая День Святого Духа.

7 июня/25 мая Третье обретение главы Предтечи и Крестителя Господня Иоанна.

10 июня/28 мая Всех святых. Заговенье на Петров пост.

11 июня /29 мая начало Петрова поста.

17/4 июня Всех святых в земле Российской просиявших.


Святитель Николай, архиепископ Мир Ликийских, чудотворец.

Память 6/19 декабря и 9/22 мая 

«Николай Чудотворец», «Николай Угодник», «Никола» называют его с огромной, исключительной любовью в России. Нет такого православного жилища, в котором не нашлось бы образа с ликом святого. 

Акафист ему пожалуй, самый читаемый в среде православных христиан. Заступничество за нас этого угодника Божиего столь усердно, что даже и малые моления к нему приводят к большим милостям.

Святитель Николай родился в III веке на юге Малой Азии в г.Патары, в богатой и знатной семье. Его богоизбранность обнаружилась уже при крещении. Младенец, нареченный Николаем, простоял в купели 3 часа, по средам и пятницам дитя отказывалось от материнского молока. Детство святого было набожным и молитвенным. Его дядя, епископ Патарский, рукоположил его во священника, когда будущий святитель пребывал в юношеском возрасте и предрек на Литургии: «Блаженно то стадо, которое будет иметь тебя пастырем». Глубоко верующего последовательного христианина всегда привлекает монашество. 

Желал себе иноческого удела и Николай, но Господь возвестил ему во время молитвы: «Если хочешь получить от меня венец, прими на себя подвиг служения людям». Покоряясь воле Господней, он оказался в г.Миры в ту пору, когда в нем выбирали нового епископа. 

Одному из архиепископов был во сне указан избранник по имени Николай, первым приходящим в Храм Божий. Им и оказался будущий святой. На этом месте он пребывал всю свою жизнь, являя бесконечную любовь к людям, милосердие, справедливость и творя многие чудеса.   

Он оказывал великое милосердие бедным и щедро делился с ними тем, что имел сам. Так, тайно подбросил он в окно узельцы со златом трем бедствующим сестрам, избавляя их от падения и духовной гибели. Он появлялся там, где молили о его помощи. Однажды он помог терпящим бедствие на водах путникам. Зная, что в Мирах живет угодник Божий, они стали от всего сердца призывать его и увидели старца в архиерейском облачении. 

Он избавлял от смерти несправедливо осужденных, разоблачал клеветников. Три воеводы были оклеветаны перед императором Константином. Сидя в тюрьме, они вспомнили в отчаянии о святителе и стали просить его о заступничестве. В эту же ночь святой явился во сне императору и повелел отпустить невиновных. 

Много чудес сотворил святитель и после своей блаженной кончины. Он был ревностным защитником православной веры. 

Когда на Первом Вселенском Соборе еретик Арий стал отрицать божественную природу Сына Божия, святитель ударил его по щеке. За это он был извержен из священного сана и помещен в темницу. После этого нескольким из отцов Собора одновременно было видение Богородицы с омофором и Иисуса Христа с Евангелием, вручавшим эти знаки архиерейского достоинства изверженному из святительского сана Николаю. 

Стало ясно, что дерзновения святителя угодны Господу и Отцы Собора восстановили его в священном сане.

Святителю и Чудотворцу Николаю молятся во многих скорбях и напастях, во избавлении от клеветы, неправого осуждения. Он заступник и скрытый помощник пребывающим на море и всем, в пути находящимся; ему молятся также при потере вещей, при болезнях и всегда, когда нужна скорая духовная помощь.


Благодать Твою всесильную подаждь нам, Пресвятая Троице 

Двунадесятый праздник, который в этом году придет в церкви и дома православных христиан 3 июня имеет два названия: Троица (Троицын день) и Пятидесятница. Троицей праздник этот стали называть на Руси, сохранив и византийское его название Пятидесятница. 

Подобно иудейской нехристианской Пасхе у иудеев была (и есть) и своя Пятидесятница. На пятидесятый день после своей, Пасхи евреи вспоминали о вручении Моисею на Синае скрижалей Завета. В Иудее он праздновался священным собранием, жертвоприношением, прекращением всякой работы и общей трапезой перед Господом и чтением Талмуда. В этот-то день Ученики Господа собрались в Иерусалиме вокруг Божией Матери, избрали по жребию двенадцатым Апостолом Матфия и стали ждать. 

Перед Вознесением Своим Господь обещал именно в эти сроки послать им Духа-Утешителя. «И внезапно сделался шум с неба, как бы от несущегося сильного ветра, и наполнил весь дом, где они находились. И явились им разделяющиеся языки, как бы огненные, и почили по одному на каждом из них. И исполнились все Духа Святаго, и начали говорить на иных языках, как Дух давал им провещевать.» (Деян. 2,14).На праздник в Иерусалим тогда собралось отовсюду много народу. Люди сбежались на шум, и каждый услышал от Учеников свое наречие. 

Апостолов заподозрили в опьянении, но Апостол Петр сказал, что это не опьянение, но предреченное пророком Иоилем: «И будет в последние дни, говорит Бог,излию от Духа Моего на всякую плоть, и будут пророчествовать сыны ваши » (Деян 2. 17). Вслед за этими словами Апостол Петр произнес проповедь об Иисусе Назорее, произведшую потрясаю щее впечатление на народ и около трех тысяч человек приняли крещение. Такова была сила благодати, дарованная Господом! 

С этого момента началось проповедание Евангелия по всему миру. Праздник в воспоминание великого события сошествия Святаго Духа установлен Апостолами. После этого дня начали ежегодно праздновать День Пятидесятницы и заповедали воспоминать это событие всем христианам. 

В апостольских постановлениях сказано: «Спустя 10 дней по Вознесении бывает пятидесятый день от первого дня Господня (Пасхи), сей день да будет великим праздником. Ибо в третий час сего дня Господь послал дар Святаго Духа». С древних времен сохраняется обычай в праздник Пятидесятницы украшать храмы и жилища ветвями деревьев, растениями и цветами. Этот обычай был соблюдаем еще в ветхозаветной церкви. От Апостолов и христиане украшают храмы и дома свои зеленью и цветами. 

Это украшение храмов и домов напоминает и священную дубраву Мамврийскую, где патриарх Авраам удостоился принять Триединого Бога под видом трех странников. Деревья и цветы обновляющей весны в этот день указывают на таинственное обновление наших душ силою Святаго Духа и служат призывом к духовному обновлению.  


Святой равноапостольный Кирилл о Боге-Троице.  

Святая Церковь именует учение о Святой Троице таинством, т.е. таким предметом веры, который превышает наш ум, а что превышает наш ум, то не может быть изглаголано: изглаголенное уже не таинство. Чтобы хотя несколько приблизить нашему пониманию тайну Пресвятой Троицы, Единосущной и Нераздельной, некоторые отцы употребляли разные сравнения. 

Так однажды сарацинские мудрецы спросили у св. Константина философа, брата св. равноапостольного Мефодия: «Как вы христиане единого Бога разделяете на три Бога? У вас есть Отоц, Сын и Дух Святой». «Не злословьте Пресвятыя Троицы, отвечал Богодухновенный мудрец, Отец, и Сын, и Дух Святой суть три Лица, существо же едино. Воззрите на солнце, от Бога в образ Св. Троицы на небеси поставленное: в нем три вещи: круг, сияние и теплота, также и в Пресвятой Троице: Отец, Сын и Дух Святой. 

Солнечный круг есть подобие Бога Отца, ибо, как круг не имеет ни начала ни конца, так и Бог безначален и безконечен; как от круга солнечного происходит сияние и теплота, так и от Бога Отца рождается Сын и происходит Дух Святой. 

Сияние, от солнца происходящее и всю небесную просвещающее, есть подобие Бога Сына, от Отца рожденного и весь мир Евангелием просветившего; а теплота солнечная, от того же круга вместе с сиянием происходящая, есть подобие Бога Духа Святого, который от Того же Отца исходит предвечно. 

И так рассмотрите солнце и познайте Пресвятую Троицу. Солнце состоит из трех веществ: из круга, сияния и теплоты, но не разделяется на три солнца, хотя каждая вещь особливое имеет свойство. Одно есть круг, другое сияние, третье теплота: но кто скажет, что не одно, а три солнца? Так и Пресвятая Троица, хотя имеет три Лица: Отца, и Сына, и Святого Духа, однако, Божество не разделяется на три Бога, но один есть Бог». 

Что есть самого понятного в рассматриваемом нами таинстве веры, так это благодеяния, коими каждое Лицо Пресвятой Троицы ознаменовало Себя в отношении к человекам. С этой стороны нет ничего неясного, никакого недоумения. 


НЕ ПУТАЙТЕ И ТЕМ БОЛЕЕ НЕ ОБЪЕДИНЯЙТЕ такие понятия, как: «инославный», «еретик», «сектант» 

-ЭТО НЕ СИНОНИМЫ 

Инославными мы называем, как правило, те христианские культурообразующие Церкви или конфессии, которые при всех своих отклонениях от Истины Православия все же имеют веру в Святую Троицу, в Иисуса Христа, Сына Божия, и сохраняют хоть какую-то генеалогическую преемственность с ранней, нераздельной Церковью. Еретик (от гр. hairesis «выбор») человек, делающий произвольный выбор под руководством. 

НЫНЕШНИЕ ЕРЕСИ 

За последнее десятилетие в России появилось множество организаций с красивыми наименованиями, которые гарантируют вам то, что желает себе и своим близким всякий нормальный человек благополучного пребывания здесь на земле и «ордер на квартиру» там, на небесах. И каждое свое обещание подтверждают стихами из Священного Писания, которые звучат абсолютно убедительно. 

Но, как известно, в пустыне Иисуса. Христа сатана искушал именно текстами из Священного Писания... Однако «нормальная» психология человека такова, что он слышит то, что желает слышать. ««Ибо будет время, когда здравого учения принимать не будут, но по своим полотям будут избирать себе учителей, которые льстили бы слуху. И от истины отвратят слух и обратятся к басням»»(2 Тимф. 4, 34).

Что-то не слышно этих стихов от заокеанских проповедников. Выгодно пользуясь нашим плохим знанием Писания, они приводят то, что им подходит, и умалчивают о том, что им невыгодно. От них, к примеру, не услышишь, что Библия толкуется не каждым. «...Никакого пророчества в Писании нельзя разрешить самому собою. Ибо никогда пророчество не выло произносимо по воле человеческой, но изрекали его святые Божий человеки, Будучи движимы духом Святым» (2 Петр 1, 2021). 

Наоборот, нам новоявленные «апостолы» не только толкуют Писания по своему произволу, но и пророчествуют, конечно же, не иначе, как «Духом святым». Мы слышим от них: «Разве не знаете, что вы Храм Божий, и Дух Божий живет в вас?» (1 Кор. 3, 16). Разве не правда? Правда. Но чтобы стать храмом для Святого Духа, освободи дом твой от врагов своих страстей. «И враги человеку домашние его» (Мф. 10, 36). Здесь, по толкованиям святых отцов, речь идет о страстях наших врагах.

Никто из нас не желает завтракать, обедать и ужинать из одной и той же немытой посуды. Это нам понятно. Но чтобы отмыть свой залепленный грязью страстей сосуд, храм своего сердца, предназначенный для обитания в нем Святого Духа, нужно приложить большой труд, отскоблить его «песком» и «мылом». А это трудно, больно и долго: подумаем, каким неубранным должен быть наш дом, забывших Бога и дорогу в Храм? 

Годы пройдут, жизни может не хватить на такую «генеральную уборку», говорят св. отцы, которые на себе испытали это: «Что общего у света с тьмою?» (2 Кор. 6, 14).Святыми быть хотим и Царства небесного желаем, но терпеть и трудиться не хотим. На этом нас и ловят. Нам ведь надо немедленно, сейчас же хорошей счастливой жизни! А раз есть такой «спрос», будут и предложения. И святость, и спасение, и любовь можно получить в любой из так называемых «церквей» нового поколения. Правда, там вам забудут сказать, что «старое поколение» (святые отцы) учит другому: «...со страхом и трепетом совершайте свое спасение» (Фил. 2, 12). 

Обратите внимание: глагол «совершайте» стоит в настоящем, «длящемся» времени, что указывает на то, что процесс спасения длится всю жизнь. О своем спасении уверенно мог сказать только разбойник, распятый по правую руку от Иисуса Христа — он, прощенный Спасителем, умирал вместе с Ним. Ведь ни за одного оправданного судом преступника нельзя поручиться, что, залечив раны, он не пойдет разбойничать вновь. 

Только крест, к которому был прибит разбойник, стал гарантией его новой жизни: «Доверяй плоти своей только в гробу», — говорят старцы. Любовь — это особая, любимая тема протестантских «врачевателей душ». «Бог есть любовь», повторяют они вслед за Иоанном Богословом (1 Ин. 4, 8, 16). Верно. Но чтобы достичь Божией любви, надо приложить огромные труды духовные. Протестанты же возражают: «Любовь — это дар Святого Духа, т. е. Благодать, которая дается даром, о каком труде речь?»

Правильно, дар. Но как сможет душа, заваленная грязью страстей, этот чистейший дар вместить? Давайте прочтем стихи послания Апостола Павла к Галатам (5, 2223) : «Плод же духа: Любовь радость мир долготерпение благость милосердие вера кротость воздержание». Понятно, что даже сектанты поостерегутся назвать себя крылатыми, как Ангелы, хотя и считают себя святыми; а ведь, не имея крыльев, не достигнешь вершины, игнорируя лестницу, которая к ней ведет. Но ведь даже первая, самая низкая, ступенька к Любви воздержание достигается в нелегкой борьбе с самим собой. 

Много ли людей честно могут сказать, что стоят на этой ступеньке? А их (ступенек) еще вон как много! Обнимать же друг друга, рассуждая про любовь, со счастливой американской улыбкой на устах, пустое, как и вера, которая без дел мертва. «Что было, то и будет; и что делалось, то и будет делаться, и нет ничего нового под солнцем», сказал Екклезиаст (1, 9). 

И в самом деле, все нынешние ереси не новы, и уже были когда-то посрамлены святыми мужами Православия.

Иоанн Златоуст говорит: «Разве ты не слышал Христа, Который говорит: «...в мире будете иметь скорбь» (Ин. 16, 33)? Почему же ты ищешь покоя, когда Он сказал это? Разве ты не слышал еще, как Он говорит: «Мир возрадуется, вы же печальны будете» (Ин. 16,20)? Таким образом, людям неразумным справедливо можно было бы соблазняться, если бы приходило противное тому, что Он сказал; а если происходит так, как следует, то почему ты соблазняешься?»

Не будем соблазняться удобствами веры, которую заморские благодетели навязывают нам как исключительно правильную. Будем трезвы и бдительны. Даже мышь, попав в мышеловку, перестает есть сыр, которым ее туда заманили: «Все испытывайте», говорит ап. Павел (1 Фес. 5, 21). Никакая армия не будет переделывать свой устав ради вновь прибывших новобранцев. «Уставу» православной «армии» 2000 лет, и заново он никогда не переписывался. А в армии как в армии в начале всегда нелегко. Все мы новобранцы, проходящие курс молодого бойца; так не будем воображать себя генералами, закаленными в боевых походах. Походы впереди.

Виктор ХАМИН 


М О Л И С Ь, Н А Р О Д ! 

Иеромонах Роман 

Мне говорят (уж эти богословы!) 

Господь один, да разные пути. 

Пора забыть оплошности былого, 

И вместе ко спасению идти. 

Даешь любовь! 

Да здравствует терпимость! 

Никто не прав! 

Никто не виноват!

Вне всяких вер над всеми Божья Милость! 

Все хорошо, и Ангел бесу брат! 

Несутся отовсюду кривотолки, 

Кто, дескать, может Истину объять? 

Мол, зеркало разбилось на осколки, 

И наша цель все заново собрать! 

Лукавый люд! 

Почто блукать словами? 

(Да сгинут Православия врази!) 

Ведь зеркало, составленное вами, 

Обезобразит, но не отразит. 

О, древней башни новые прорабы, 

Кому на пользу вавилонский лад? 

Я и гроша за истину не дал бы, 

Которую сплели из полуправд! 

Неслыханное прежде ослепленье, 

Подмен или измен угарный дым: 

Величить отступленье просвещеньем, 

Гордиться отступлением своим! 

Охальники родимого порога, 

Доколе околесицу пороть?

Да, Бог один.

Откуда ж истин много? 

Или уже не Истина Господь? 

А тьме и Свету не соединиться! 

Не прогадай, благовеститель лжи. 

Коль издыхал у собственной пшеницы, 

Спасешься ли у сорняков чужих? 

О, сеющие пагубное семя! 

Не за горами воздаянья час! 

Что широта, возлюбленная всеми? 

Бог уготовал узкий путь для нас. 

Экуменизм постылая блудница! 

Она душой о чадах не болит. 

И дом её со срамом разорится 

Погаными, с кем пред детьми блудит. 

О, кривовер! 

Не сам ли раздвоился, 

Головушкой вертя по сторонам? 

Иль позабыл? 

Христос не разделился, 

И вера благодатная одна! 

Молись, народ, о Чистоте радея, 

От Храма Божьего не отврати лица. 

Не отпадай, внимая блудодеям, 

Но стой за Православье до конца! 


Братья Кирилл (827- 869) и Мефодий (815- 885)

 выдающиеся просветители, чьи заслуги перед славянством и всем человечеством огромны. Чтобы распространять и утверждать христианство среди славян на базе не латинского или греческого, а их родных языков, Кирилл создал в 863 году славянскую азбуку. 

Так, 130 лет назад появилась кириллица, которая легла в основу алфавитов у русских, украинцев, белорусов, болгар, сербов и многих других народов. Кирилл и Мефодий перевели с греческого на славянский богослужебные тексты, обогатив речь и мысль наших пращуров новыми понятиями, словами, оборотами. 

Обретя письменность, старославянский очень скоро стал одним из трех важнейших литературных языков Европы (наряду с греческим и латинским). Это способствовало динамичному развитию самобытных славянских культур, в том числе русской. На наши земли кириллица пришла вместе с сочинениями болгарских авторов. Активное ее применение началось здесь после того, как в 988 году при Владимире 1 развернулось крещение Руси. Оно стимулировало рост грамотности, образованности в различных кругах общества, прежде всего церковных. 

Очагами и рассадниками книжности, учености, любомудрия были монастыри. Православная церковь давно уже канонизировала Кирилла и Мефодия как святых равноапостольных. 

В России первый величественный монумент в честь равноапостольных Кирилла и Мефодия был установлен в Мурманске в 1990 году. Прекрасный, но не оригинальный: он явился копией 4,5-метрового подлинника, воздвигнутого много лет назад в Софии. В 1992 году бронзовые фигуры Кирилла и Мефодия выросли на Славянской площади Москвы. 

Их изваял В.М.Клыков православный христианин, известный скульптор и общественный деятель, президент Международного фонда славянской письменности и культуры. Вячеслав Михайлович автор памятников равноапостольному Владимиру, преподобным Сергию Радонежскому и Серафиму Саровскому, протопопу Аввакуму, преподобномученице Великой княгине Елисавете Феодоровне, поэтам А.Пушкину, К.Батюшкову, Н.Рубцову.  


ПЕТРОВСКИЙ ПОСТ 

Петровский пост начинается через неделю после Троицы (Пятидесятницы), а заканчивается всегда в праздник апостолов Петра и Павла 12 июля по новому стилю. Отсюда название Петровский. Его продолжительность зависит от того, на какой день в данном году выпадает праздник Пасхи. В 2001 году продолжительность Петрова поста : с 29 мая/11 июня по 28 июня/11 июля. 

Петровский пост называют также Апостольским, он установлен Церковью для подражания примеру апостолов, которые после сошествия на них Духа Святаго постом и молитвою начали готовиться ко всемирной проповеди Евангелия Пост установлен для того, чтобы подвигом этим сделать нас достойными даров Святого Духа, посланного Господом на пятидесятый день после Воскресения Христова. 

Пост в Православной Церкви исключает вкушение мяса, молока, яиц, животных жиров и другой пищи животного происхождения, а строгий пост кладет запрет и на рыбу. Петровский пост не принадлежит к числу строгих и допускает ее потребление. О постах даже среди православных верующих ходят неточные, а подчас и в корне ошибочные суждения. 

Многие убеждены в том, что пост «полезен для здоровья» и именно телесная польза скрытый благотворный смысл поста. Такое представление о посте неверно, оно искажает православное вероучение, опошляет его. Пост имеет глубокий духовный смысл. Он раскрепощает внутреннюю жизнь духа, дает «крылья» молитве. В суровые, ответственные для Руси времена весь народ молился о спасении своего Отечества, налагая на себя строгий пост 

Важно и то, что пост усекает желания, прихоти, кладет узду на человеческий произвол. Во время поста мы подчиняем себя внешнему требованию, смиряем себя в послушании Богу. Смирение перед Богом важнейший урок поста, который преподает нам Матерь наша Православная Церковь. 

Первым постом, установленным Богом для человека, был запрет на плод от древа познания добра и зла в Эдемском саду. Нарушение этого запрета привело к духовному падению человечества. Это падение совершается и поныне при нарушении предписаний Божиих, в том числе и при несоблюдении постов. Нельзя сводить пост только к отказу от скоромной пищи. 

Святой отец Церкви Иоанн Златоуст говорил: «Кто ограничивает пост только воздержанием от пищи, тот более всего бесчестит его. Ты постишься? Докажи мне это своими делами... Что за польза, когда мы воздерживаемся от птиц и рыб, а братьев угрызаем и снедаем?»

В период поста положено отказываться от веселья, развлечений, игр. В это время читают духовные книги, много молятся, стараются чаще бывать в храме. Пост время усиления борьбы со страстями, время покаяния. «Пост это прежде всего движение, активность духа, борьба с косностью, ленью, изнеженностью, расслаблением души и тела Это борьба за жизнь, за свободу духа от привычного рабства». (Митрополит Антоний). 

Церковь допускает послабления в посте больным, беременным женщинам, детям, а также «в пути сущим». За разрешением на такое послабление принято обращаться к духовнику священнику.