Газета Бердск православный

Содержание                        Главная                       Архив новостей 
 
  Февраль №4 (14) 2002 

 15 февраля 

СРЕТЕНИЕ ГОСПОДНЕ

 «Ныне отпущаеши раба Твоего, Владыка...» 

Сретение — это встреча. Под Сретением Господним понимается встреча Богомладенца и Богородицы с праведным Симеоном и пророчицей Анной в храме Иерусалимском. Вот как это было. Прошло сорок дней со времени Рождения Спасителя. Пресвятая Дева вместе со святым Иосифом, с которым Она была обручена, исполняя обычай, пришла из Вифлеема в Иерусалим. 

Они принесли Младенца Иисуса в храм, чтобы соблюсти закон, данный Господом через Своего пророка Моисея. По этому закону нужно было, во-первых, после рождения младенца принести Богу определенную жертву и принять молитву священника. Во-вторых, нужно было внести младенца в храм, посвятить его Богу. 

В жертву приносились обычно годовалый ягненок и молодой голубь или горлица. Бедным позволялось заменить ягненка также горлицей или голубем. По закону Моисееву полагалось первого мальчика в семье посвящать Богу. 

Это делалось в воспоминание о том страшном дне, когда Ангел Господень, поразив всех первенцев в Египте, где страдал избранный народ, оставил в живых всех иудейских первенцев. С тех пор израильтяне приносили мальчиков, рожденных первыми, в храм, посвящая их Богу, а затем как бы выкупали их обратно, внося за них символическую плату. 

Эта плата называлась «выкупным серебром» и отдавалась служителям при храме — левитам. Исполняя этот закон, Матерь Божия пришла в храм с Богомладенцем, который Сам на самом деле и был Источником всех законов. Конечно, Матери и Младенцу можно было не исполнять этот закон. Он Их не касался, потому что давался для грешников, а не для Пречистой Девы и Господа, но, чтобы не нарушать закон, Они сделали все, как предписано в Библии. 

В то же время в храм пришел, по внушению Святого Духа, старец Симеон. Он был праведным и благочестивым человеком, ожидавшим всю свою долгую жизнь пришествия Христа Спасителя. Симеон знал, что уже настает время Его рождения, потому что уже исполнились все пророчества Священного Писания о Нем. 

Самому Симеону было обещано Святым Духом, что он не умрет до тех пор, пока не увидит Христа своими глазами. Взглянув на Пречистую Матерь с Богомладенцем на руках, благочестивый старец увидел благодать Божию, которая, как облако, окружала их. Святой Дух открыл ему, что это и есть ожидаемый им Спаситель. Симеон поспешно подошел и с великой радостью и благоговейным страхом взял Его на руки, а затем произнес пророческие слова, зная, что для него настала пора уйти в вечность: «Теперь, Владыка, отпускаешь Ты Своего раба, по слову Твоему ухожу с миром». «Я не имел мира в своих мыслях, — как бы говорил он, — каждый день ожидая Тебя и печалясь, пока Ты не пришел. Теперь, когда я увидел Тебя, ко мне наконец снизошел мир. 

Освободившись от печали, иду к моим праотцам с радостной вестью: провозглашу ее Адаму и Аврааму, Моисею и Давиду, Исайи и другим святым отцам и пророкам. Великую радость я принесу им, сей час еще печальным. К ним и отпусти теперь меня, чтобы, оставив печаль, они радовались, что пришел в мир Спаситель. Отпусти меня, раба Твоего, успокоиться после моих многолетних трудов вместе с праотцом Авраамом: я своими глазами уже увидел Спасение, которое Ты приготовил для людей. Глаза мои уже созерцали свет, которым Ты разгонишь языческую тьму во всех народах, открывая им великие тайны Божии». 

Иосиф и Пречистая Дева удивлялись словам старца Симеона, потому что видели, что он обращается к Младенцу не как к человеку, а как ко всеведущему Богу, у Которого в руках его судьба, и Который может отпустить его из жизни или оставить здесь.

Старец Симеон обратился с благословением к ним, прославляя величие Пречис той Девы, родившей Бога и Человека Иисуса, и мнимого отца святого Иосифа, который стал служителем великого таинства. Потом он обратился к Деве Марии и произнес: «Этот Младенец послужит падению и восстанию многих в Израиле. Падению для тех, кто не захочет верить Его словам, и восстанию для тех, кто с любовью примет Его святую проповедь. 

Книжники и фарисеи, ослепленные злобой, падут, а неученые люди, простые рыбаки, последуют за ним. Он посрамит мудрецов и изберет простых людей. Из-за Него многие будут спорить, в народах будут большие раздоры: одни будут хвалить Его, другие скажут, что Он обманщик. И распнут Его, пробив гвоздями Его руки и ноги, как стрелами, а грудь пронзя копьем. Но и Тебе, Пречистая Мать, — продолжал святой старец, — душу пронзит оружие: это будет печаль и нестерпимая сердечная боль, когда Ты увидишь Своего Сына и Бога пригвожденным на кресте и потом, рыдая, с болью в сердце будешь провожать из мира Того, Кого сейчас родила безболезненно». 

Здесь же в храме стояла и пророчица Анна. Она была вдова в очень преклонном возрасте — ей было восемьдесят четыре года. В браке она прожила только семь лет, и после смерти мужа проводила жизнь при храме, в посте и молитве служа Богу день и ночь. Стоя в этот час в храме, Анна пророчествовала о принесенном Младенце перед людьми, ожидавшими в Иерусалиме избавления. Таких было здесь много, они ждали предсказанного пророками Спасителя и очень радовались, узнав о Его пришествии. 

Об этом празднике есть народные поговорки и приметы. Говорят, что на Сретение весна встречается с зимой, то есть в природе происходит перелом от зимней погоды к весенней. Много примет на этот день говорит о видах на урожай. 

Праздник Сретения отмечается духовенством в золотом или голубом облачении. 

Тропарь: 

Радуйся Благодатная Богородице Дево, из Тебе бо возсия Солнце правды Христос Бог наш, просвещали сущия во тьме; веселися и ты, старче праведный, приемый во объятия Освободителя душ наших, дарующего нам воскресение. 

Кондак: 

Утробу Девичу освятивый рождеством Твоим, и руце Симеоне благословивый, якоже подобаше, предварив, и ныне спасл еси нас, Христе Боже; но умири во бранех жительство, и укрепи люди их же возлюбил еси, едине Человеколюбче.. 

Книга о Церкви. Москва, «ПАЛОМНИК» 1997 


СРЕТЕНСКАЯ СВЕЧА

Церковная свеча предназначается не для одного только освещения. Свечи употребляюся при каждом богослужении, в том числе и в светлое время суток. Помимо назначения освещать свеча имеет назначение выражать наши разнообразные душевные состояния. 

Она есть прекрасная, благополезная и благопотребная жертва благочестивых душ на храм Господень, на церковь Божию. Указывая на это, Симеон Епископ Солунской, поясняет: «Воск, как вещество самое чистое означает чистоту нашу и искренность приношения; воск, как вещество, на котором можно отпечатлевать предметы, означает печать или знамение креста, которое возлагается на нас в крещении и миропомазании; воск, как вещество мягкое и удобосгибаемое, означает наше послушание и готовность покаяться в своей греховной жизни; воск, собираемый с благоуханных цветов, означает благодать св. Духа; воск, составленный из множества цветов, означает приношение, делаемое всеми христианами; воск, как вещество сжигаемое, означает наше обожжение (т.е. естество наше, очищаемое божественных огнем) и наконец воск, в котором горит огонь и этот самый свет постоянно горящий, означает соединение и крепость взаимной нашей любви и мира». 

Горящая восковая свечка это скудная лепта, малая как капля в море, но из этих малых капель слагаются великие дожди, текут ручьи и потоки, питаются большие реки и озера. Поставленная перед иконою свечка тут же сгорит наполовину, услаждая своим чистым кротким светом смиренную душу жертвоприносящего. Вторая половина осветит храм Господень завтра, в будний день, когда молитва за весь мир будет приноситься в отсутствии народа отшедшего на житейское свое делание. 

Из огарков слагаются большие свечи, горящие за престолом перед главными иконами иконостаса и в паникадилах, веселящие зрение, услаждающие сердце молящегося народа по праздникам и торжествам. В Православной Церкви существует чин благословения свечей на Сретение Господне. Он совершается после службы часов, перед совершением праздничной сретенской Литургии. Став напротив Царских врат, около того места, где разложены свечи, иерей произносит ряд молитв: «...Господи, Иисусе Христе, свете истинный, ...излей благословение Твое на свещи сия, и освети та, светом благодати Твоея...», «Да яко сия светила огнемвидимым возженна, нощныя тьмы прогоняют, тако сердца наша, невидимым огнем, си есть, светлостию Святаго Духа просвещенна, слепоты всяческих грехов избежать, да очищенным души оком. сия видети возможем...», «Темже убо прилежно,молимтися, да и сия по заповедем свещы верными рабы Твоими предуготовленныя... к осиянию благословенныя в домах хранящие в дне правды шествовати, хотения Твоя разумети, и оружием светаодеяни и ненаветни, от всякия козни диавольския пребывающии, до невечерняго света Твоею помощию достигнути сподобятся. Яко благословен еси во веки. Аминь». 

Обряд этот пришел к нам из Римской церкви, он установлен при папе римском Сергии, как полагают, для противодействия языческому праздненству в честь Фебра. Прозерпины и всех адских богов, которое совершалось в начале февраля и сопровождалось возжжением факелов. Сретенские свечи называют «громницами». 

Эти свечи «громят силу бесовскую, дабы не вредила громами и молнией, проливными дождями и градом, легко низводимыми по допущению Божию, чародеями и волшебницами; и потому верные во время грозы зажигают эти свечи, дабы испытать плоды молитвы: дают также умирающим в руки для поражения и отгнания сатаны».


СРЕТЕНЬЕ 

Когда она в церковь впервые внесла дитя, находились внутри из числа людей, находившихся там постоянно: Святой Симеон и пророчица Анна. 

И старец воспринял Младенца из рук Марии; и три человека вокруг Младенца стояли, как зыбкая рама, в то утро, затеряны в сумраке храма... 

И только на темя случайным лучом свет падал Младенцу; но Он ни о чем не ведал еще и посапывал сонно, покоясь на крепких руках Симеона. 

А было поведано старцу сему о том, что увидит он смертную тьму не прежде, чем Сына увидит Господня. Свершилось. И старец промолвил: «Сегодня, 

реченное некогда слово храня, Ты с миром, Господь, отпускаешь меня, затем что глаза мои видели это Дитя: Он Твое продолженье и Света...» 

И странно им было. Была тишина не менее странной, чем речь. Смущена, Мария молчала. «Словато какие...» И старец сказал, повернувшись к Марии: 

«В лежащем сейчас на раменах твоих паденье одних, возвышенье других, предмет пререканий и повод к раздорам. И тем же оружьем, Мария, которым терзаема плоть Его будет, твоя душа будет ранена. Рана сия даст видеть тебе, что сокрыто глубоко в сердцах человеков, как некое око». 

Он кончил и двинулся к выходу. Вслед Мария, сутулясь, и тяжестью лет согбенная Анна безмолвно глядели. Он шел, уменьшаясь в значеньи и в теле... 

И поступь была стариковски тверда. Лишь голос пророчицы сзади когда раздался, он шаг придержал свой немного: но там не его окликали, а Бога 

пророчица славить уже начала. И дверь приближалась. Одежд и чела уж ветер коснулся, и в уши упрямо врывался шум жизни за стенами храма. 

Он шел умирать. И не в уличный гул он, дверь отворивши руками, шагнул, но в глухонемые владения смерти. Он шел по пространству, лишенному тверди, 

он слышал, что время утратило звук. И образ Младенца с сияньем вокруг пушистого темени смертной тропою душа Симеона несла пред собою 

как некий светильник, в ту черную тьму, в которой дотоле еще никому дорогу себе озарять не случалось. Светильник светил, и тропа расширялась. 

И. Бродский, 16 февраля 1972 г 


ПРАЗДНИК ДИВНОЙ ВСТРЕЧИ И ПЕРВОЙ РАЗЛУКИ

 Праздник, который мы сегодня соблюдаем, это одновременно праздник дивной встречи и первой разлуки. Дивной встречи, потому что в храм, в удел Божий, Единородный Божий Сын, ставший Сыном Девы, приносится, чтобы быть поставленным перед лицом живого, вечного Бога, Отца Его, прежде чем мир не стал. Встреча также между святыми душами и ожидаемым ими Спасителем; долгую, сложную благодатную жизнь прожили и Симеон и Анна; тому и другой было обещано, что они не умрут раньше, чем не увидят лицом к лицу Спасителя своего. 

И вот этот день настал, и лицом к лицу ожидавшие Его праведники встретили Бога, ставшего человеком. «Ныне отпущаеши раба Твоего, Владыка, по глаголу Твоему с миром», сказал Симеон ибо видели очи мои спасение Твое. теперь он может отойти в вечность, теперь он может сойти в область усопших и принести туда первую весть, что он видел на земле Бога, пришедшего плотью. 

Одновременно этот праздник первая жертвенная разлука Божией Матери с Ее Божественным Сыном. Всякий младенец мужского пола, разверзающий утробу, то есть перворожденный в семье, приносился Богу и делался собственностью Бога. Этот обычай, это правило, началось еще в древности, когда Моисей вывел из Египта народ израильский. 

Тогда упорствующий фараон не хотел отпустить своих рабов; и ужас за ужасом постигали египетскую землю, чтобы опомнился человек под тяжелой, спасающей десницей Бога. И одной из самых страшных кар, которые были наложены на противящегося Богу фараона, была смерть всех перворожденных в земле египетской. Этой ценой было потрясено каменное сердце фараона, этой ценой получили свободу, ввиду ожидаемого Христа, израильские дети. Но когда они дошли до пустыни, то и до них дошел Божий глас: ценой этого ужаса, ценой смерти детей, лишения матерей любимых своих младенцев были выведены вы из египетской земли, из страны плена и рабства; но, как бы в воспоминание об этом, как бы в выкуп за этих детей и за этих матерей, перворожденный ник младенец мужеского пола в каждой вашей семье должен быть принесен в храм, и Бог над ним получает власть жизни и смерти. 

И вот, принося Своего Младенца в храм, Божия Матерь приносила Его в жертву Богу. Первый раз, свободно, по закону Своего народа. Она отдавала Богу Рожденное от Нее. Это жертвоприношение продолжалось потом в течение всей Ее жизни. Она Его отдала раз и навсегда, и Бог Отец эту жертву, единственную за всю историю мира, принял, и она стала кровавой Жертвой Голгофы. 

Мы сегодня читали и о другой встрече: как мытарь и фарисей пришли в храм, в тот храм, где живой Бог ожидает своих детей. Один пришел с гордыней, другой с сокрушенным сердцем. Это тоже встреча; но в этой встрече не жертва, а суд, спасение. Каждый из нас когдато, в день своего воцерковления, был принесен в храм; каждый из вас был поставлен перед Богом, чтобы стать Его собственностью, но в Церкви Христовой нет мужеского и женского, нет различия, все дети Божии, и поэтому все мы были принесены и отданы Богу, так же, как Богомладенец Христос был принесен Своей Матерью. 

Каждая матерь, которая здесь стоит, когдато своего младенца принесла и отдала Богу и приняла его от иконы Спасителя или Божией Матери. Каждый из нас вновь и вновь встречает Бога всякий раз, как он приходит в храм: кто из нас мытарь, кто из нас фарисей? Кто уйдет оправданным, а кто уйдет со своей тленной праведностью, которая не войдет в Царство Божие? Симеон и Анна ждали и узрели Христа; мытарь ждал себе только суда и получил милость; фарисей думал, что он праведен и оказался ни с чем... Вот с чем мы теперь начинаем это восхождение подготовительных недель к Великому Посту; задумаемся, каждый из нас, о том, что значит, что он или она когдато были принесены в храм, отданы Богу любовью материнской, отданы на хранение Того Который есть Хранитель младенцев, отданы Тому, Кто есть Господь и Жизнь. 

Подумаем о том, способны ли мы встретить Христа, как встретили Его Симеон и Анна, подумаем о том, кто мы фарисей или спасенный мытарь. Аминь. 15 февраля 1976 


ЦЕРКОВЬ ОСТРОГА НА БЕРДИ

(Продолжение. Начало в № 3, 2002)

Исторический очерк православного храма СРЕТЕНИЯ ГОСПОДНЯ г. Бердска

До недавнего времени река Бердь была правым притоком Оби, теперь она впадает в Обское море. Свое начало она берет в отрогах Салаирского кряжа, протяженность ее — 270 километров. 

В верховьях Бердь порожиста, дно ее каменистое. В нижнем течении — спокойная. На своем пути Бердь пересекает Горловский (Елбашинский) угольный бассейн и принимает в себя притоки Чем, Елбаш, Выдриху, Шипуниху, Койниху и другие. До похода Ермака земельные угодья по берегамБерди принадлежали сыну Кучума «царевичу Берди Мурату». В 1601 году он был полонен и отправлен в Москву вслед засвоими родичами. 

Об этом свидетельствует «Отписка Тобольского воеводы Семена Сабурова Туринскому голове Федору Янову о принятии мер к дальнейшей отправке до Верхотурья царевича Берди Мурата и его провожатых». Начинается она так: «Господину Федору Осиповичу Семен Сабуров челом бьет. Отпустили, господине, мы к царю и великому князю Борису Федоровичу всея Руси к Москве сибирского царевича, Кучумова сына. Берди Мурата, а с ним послали сына боярского Василия Тыркова и татар и казаков». 

Упоминания реки Бердь в «Истории Сибири» Г. Ф. Миллера нет, а в «Указателе личных имен» стоит следующая запись: «Берди Мурат царевич». Если это было в действительности так, то можно было бы с полным основанием сказать, что Бердь названа так от собственного имени царевича. История сохранила немало примеров, когда именем военных людей назывались города, остроги, селения, реки, острова, горы и т. д. Но возникает сомнение следующего рода: все сыновья Кучума называются в «Истории Сибири» Г. Ф. Миллера именами, состоящими из одного слова (Шаим, Кумыш, Малла и др.), а здесь — Берди находились селения Бердского острога, входила в состав Кузнецкого уезда. 

На землях, прилегающих к Бердскому острогу, к моменту его основания насчитывалось 11 деревень. Во время первой переписи в Сибири, проводимой с 1719—1722 гг., в верхнем Приобье учтено 34 населенных пункта, в которых жили 1178 крестьян мужского пола. По данным Сибирского приказа, в ведомстве Бердского острога числилось 433 двора с 1582 душами мужского пола: Большинство деревень Бердского острога было образовано беглецами петровского времени. От непосильных поборов, гнета бежали в Сибирь крестьяне северных и центральных губерний России. Помимо их в Сибирь стекались участники народных восстаний, недовольная вольница, религиозные вольнодумцы. «Напрасно на путях, по которым шли беглецы, правительство ставило заставы. 

Утекленцы умели пробираться по глухим тропкам, минуя заграждения». Из списка утекленцев, приведенного в книге профессора Д, Н. Беликова «Первые русские крестьяне-насельники Томского края», узнаем, что Алексей Исаев пришел в Бердский острог из Устюга, Кирилл Койнов — основатель деревни Койновой — из Тобольского ведомства, Иван Фоменский — из Камышловской слободы «к прежде вышедшему сюда родному дяде». 

Василий Орлов, поселившийся в деревне Атамановой Бердского острога, пришел из Московской губернии. Михайло Тарасов переселился в деревню Зайцеву Бердского острога из Тюменского ведомства. Как видим, при образовании новых населенных пунктов имело место и внутреннее переселение. Подвергшиеся гонениям старообрядцы селились в потаенных местах, подальше от глаз царской администрации. По реке Берди было несколько таких скитов. Если московское правительство не сумело организовать переселение из Руси, то оно оказалось в состоянии подчинить своему воздействию идущий поток переселенцев. 

На месте будущего Барнаульского округа в 20х годах XVIII столетия существовали приходы: «Белоярский, Малышевский, Чингизский, Бердский, Легостаевский». Деревни Бердского острога насчитывали от 32 до 309 ревизских душ. Запашка на семью редко превышала 7 десятин. Урожай в среднем 44 пуда с десятины. Десятая доля намолоченного хлеба отдавалась в государственные закрома. 

При Петре I государственные крестьяне были переведены на подушную подать: 4 гривны с каждой ревизской души. Но сенатский указ от 9 февраля 1726 года повелевал о несобирании в Сибири с государственных крестьян четырехгривенных податей и об оставлении их попрежнему на пашне и платеже хлебом». Приказчики подвергали пашенных крестьян мелочной опеке. Обмеряли пашни, следили за сроком жатвы, вели учет обмолоченного хлеба. Приказчику поручалось вести догляд за тем, чтоб крестьяне «жили в трезвости», а пив и браг не варили, в зерна, карты, лодыги и шахматы не играли. 

Приказчики зачастую вмешивались в личную жизнь крестьян. Пришлых людей женили на вдовах. Суд в исках от 5 до 10 рублей был также в их руках. Под тюрьмы в деревнях приспосабливали бани или амбары. Пытали голодом и жаждой или морозили насмерть. Наказывали плетьми, батогами, навешивали железа, вздымали на дыбу. Вскоре после того, как на территории Томского и Кузнецкого уездов были найдены залежи медной руды, Акинфий Демидов указом от 31 марта 1726 года получил разрешение от правительства на строительство здесь медеплавильного завода. Через три года на реке Белой вблизи Кодыванского озера медеплавильный завод Демидова вступил в строй. Позже были построены Барнаульский и Шульбинский заводы. 

иерей Игорь Затолокин

(Продолжение следует)


По беседам Алексея Грачева

КОГДА ДЕТИ БОЛЕЮТ... 

Ребенок заболел. Какое родительское сердце может быть спокойным? Начинаются лихорадочные поиски лекарств, визиты к врачам... Но многие ли из нас в эти минуты духовно сосредоточиваются, молятся о болящем ребенке, причащают его Святых Христовых Тайн, советуются со священником? 

Чтобы правильно лечить человека, большого или маленького, надо знать, почему вообще человек болеет, что это такое болезнь, каковы ее причины и что собственно болит? Господь сотворил человека по образу своему то Есть Святой Троицы, и человеческое естество трехсоставное. Человек состоит из тела, души и духа. До грехопадения эти три состава находились в целостности. 

Грехопадение привело к их разобщению, и поэтому в человеке отдельно живут тело, душа и дух.Только в крещеном человеке благодать святого Крещения открывает возможность жизни существа духовного, возможность воссоединения разобщенных начал. Православные люди хорошо знают, что все болезни имеют сердечное, духовное происхождение и не уповают лишь на «скорую помощь», на шприц, на таблетки.Вся деятельность врача, а вместе с ними родителей, которые лечат ребенка, должна быть направлена как бы сверху вниз: духовное, душевное и телесное. 

ПЕРВЫМ ДЕЛОМ, КОГДА РЕБЕНОК ЗАБОЛЕВАЕТ ДОЛЖНА БЫТЬ МОЛИТВА. 

Конечно, когда заболевает дитя, сердце родителей не может быть спокойным, начинается волнение, часто переходящее в суетливость. И вот остановить эту суетливость помогает молитва. Просто надо встать и ничего не делать. Подойти к иконе. Собраться с духом. Помолиться. Потом тихо и спокойно продолжать дела. Потому что суетливость не приносит ничего, кроме расстройства ребенку. Вот это чувство, что Господь всегда рядом, должно нас укреплять. 

Болезнь, тем более серьезная болезнь ребенка, всегда говорит о том, что для семьи настало время покаяния. Это побуждает усилить нашу духовную жизнь. Важно причастить ребенка Святых Христовых Тайн, чтобы положить доброе основание в его лечение. Для этого можно пригласить священника прямо на дом. Очень хорошо подать в храме записку о здравии на Литургию, заказать молебен о здравии болящего младенца (например, святому, имя которого он носит). Принести освященную на молебне воду и поить ребенка как можно чаще. 

Можно заказать сорокоуст о здравии тогда ребенка будут в храме поминать 40 дней. Поближе к кроватке можно поставить икону, чтобы ребенок ее мог видеть, зажечь лампаду; можно положить рядом крест. Хорошо, если ребенок привык крест никогда не снимать, даже если моется. Он уже с детства поймет, что болезнь это не просто температура и головная боль, а нечто большее. Нечто такое, что ему посылается. Некое благо, даже в духовном смысле. Поэтому и называют болезнь посещением Божиим: тело болеет, а душа лечится. И от этого чувства дитя само успокаивается. 

В это время желательно читать ему духовные книги, особенно Евангелие, Жития Святых. Лекарство и вообще все, что мы даем ребенку, хорошо осенить крестом. Пусть каждый наш поступок будет освящен. Святитель Кирилл Иерусалимский пишет: «Да не стыдимся исповедовать распятого, с дерзновением да изображаем рукою знамение Креста на челе и на всем: на хлебе, который вкушаем, на чашах, из которых пьем; да изображаем его при входах, при выходах, когда ложимся спать и встаем, когда находимся в пути и отдыхаем. Он великое предохранение, данное бедным в дар и слабым без труда. Ибо это благодать Божия, знамение для верных, страх для злых духов»

МОЛИТВА

Отца или матери за детей своих :

Отец Святый, Превечный Боже, от Которого исходит всякий мир и всякое благо! Тебе прилежно молюся о детях, которые Твоя благость мне даровала. Ты дал им жизнь, ожитворил их душею везсмертною и возродил Святым Крещением, дабы они жили сообразно с волей Твоей и унаследовали Царствие Небесное. Сохрани их в Твоей благости до конца их жизни и освяти их Твоей истиной, да святится в них имя Твое. Содействуй мне Твоею благодатию воспитать их во славу Твоего имени и на пользу ближним. Дай мне для этого потребные средства, терпение и силу. Господи, просвети их светом Твоея Премудрости, да любят Тебя всей душею и всем помышлением своим. Насади в сердцах их страх и отвращение от всякого беззакония, да будут непорочны в своих путях. Украси души их целомудрием, трудолюбием, долготерпением, всякой честностью. 

Огради уста их правдою, дабы всякая клевета, ложь и лесть были им мерзостны. Окропи их росою Твоея Благодати, да преуспевают в добродетелях и святости, да возрастают в Благоволении Твоем, в любви и Благочестии. Ангел-хранитель да пребывает с ними всегда и соблюдает их юность от суетных мыслей, от прельщения соблазнов мира сего, от всяких лукавых наветов. Если же когда и согрешат пред Тобою, Господи, не отврати лица Твоего от них, но буди к ним им милостив: возбуди сокрушение в их сердцах и, по множеству Твоих щедрот очисти согрешения их; не лиши их Твоих благ, но подай им все нужное для приобретения Блаженной вечности, сохраняя их от всякой Болезни, гнева, опасности, беды и скорби, и/ осеняя их Твоею милостию во вся дни их жизни. Боже Благий, еще молюсь Тебе! 

Дай мне веселие и радость о моих детях и сподоби меня предстати с ними на Страшном Суде Твоем и с непостыдным дерзновением сказать: «Вот я и дети, которых Ты мне дал, Господи». Да вместе с ними прославим несказанную Твою Благость и вечную любовь, превознесем Пресвятое имя Твое, Отца и Сына и Святого Духа во веки веков. Аминь. 


  И Тебе Самой оружие пройдет душу... 

Сретение - Богородичный праздник. Дева Мария, Пречистая и Пренепорочная, Высшая всех Святых, но полнотой ведения обладает только один Господь, и потому Богородице тайны открывались постепенно. Она знала из Священного Писания о грядущем Мессии. Знала из пророчеств, что Ему уготован тяжелый крест. 

Она прозревала это своими духовными очами и вспоминала беседу с Ангелом в Иерусалимском храме. Но теперь она прямо услышала обращенные к ней слова Симеона Богоприимца: «И тебе Самой оружие пройдет душу!» И тогда Дева Мария ясно поняла, что ждет Ее Сына. Младенец лежал у Нее на руках. 

Она смотрела на Его безмятежный, детский лик, и это пророчество... оно как бы предрекало Ей, что некое страшное чудовище вырвет Его из Ее рук, и сердце Богородицы ощутило страшную боль словно клинок пронзил его насквозь. 

На одной из икон Она так и изображена уязвляемая семью клинками. 

Первый первая боль, первое страдание когда она услышала пророчество Симеона Богоприимца, когда познала, что Ее сын тот Агнец Божий, который должен быть замучен и убит во искупление грехов всего мира. 

Второй клинок бегство святого Семейства в Египет. Когда они шли через пустыню, песок был подобен раскаленному железу. 

Третий клинок, третья рана когда Божия Матерь потеряла Господа еще Отрока в Иерусалимском храме на празднике и три дня искала Его: «Где Сын Мой?» 

Четвертая рана Богородицы, четвертый удар в сердце Ее когда жители Назарета хотели убить Спасителя, вывели Его из синагоги и поставили на краю обрыва. 

Пятый меч, пронзивший сердце Девы Марии весть о том, что Господь схвачен и приведен на суд к Пилату. Богородица поспешила тогда во двор этого жесткого правителя и неправедного судии и узрела Божественного Сына Своего в терновом венце, обагренного кровью. 

Шестая рана когда Она увидела, как Господь идет со Крестом, склоняясь от тяжести его к земле, когда Его пригвождают ко кресту, распинают Его, когда Он страдает и умирает на кресте. 

Седьмая рана Девы Марии когда Она видит, как бездыханное тело Спасителя полагают во гроб. Один святитель говорит: «Если бы любовь всех Святых и Ангелов к Богу соединить воедино, во единый поток, то этот поток в сравнении с любовью Божией Матери выглядел бы ручейком в сравнении с морем!» 

И вот вся любовь Божией Матери к Господу превратилась в это время в страшную муку, которую не понять человеку. Она вторая Страдалица за род наш после Сына Своего, и в Ее сердце, расширенное страшною скорбью, как бы вошло все человечество.