История

<<<    G    >>>

Главная         Газета Бердск православный        Архив новостей 

Мы — наш, мы новый мир построим 

Тяжелейшее наследство осталось новой советской власти Сибири от колчаковцев. Последствия братоубийственной гражданской войны долгие годы и десятилетия напоминали о себе, бередили душу и память народа. Нелегко давалось строительство «нового мира», тем более что «старый мир» предполагалось всенепременно «разрушить до основания», выбросить за борт истории все лишнее, мешающее движению вперед, к сияющим горизонтам коммунизма. 

Первым делом восстановленной после долгих месяцев колчаковского произвола советской власти в селе Бердском стали похороны и панихида по убитым и замученным партизанам и подпольщикам. Никогда еще село не видело столько народу, сколько было в тот январский день 1920 года на центральной его улице. Казалось, вся волость собралась, чтобы проводить в последний путь погибших. 

Для поддержания революционного порядка сразу же после изгнания колчаковцев по всей Сибири создаются губернские, уездные, волостные и сельские ревкомы. Бердский ревком возглавил большевик Ф. П. Рышков. В марте 1920 года в с. Бердском была создана комсомольская организация. На первом же собрании в ряды РКСМ было принято более 20 человек. Среди них — И. Марандин, С. Добрынин, А. Васин, И. Якушев, Н. Костенко, М. Тархов, А. Малышев, М. Токарева, Е. Корнишина и другие. 

Комсомольцы обосновались в народном доме, где вскоре появились кружки народных инструментов, драматический, хоровой, было многолюдно, и вскоре сельская молодежь потянулась сюда. Об этом времени есть любопытный фрагмент в воспоминаниях В. И. Хомутова. Вот он: «На Советской улице, напротив магазина купца Машинского, комсомольцы села построили свой комсомольский клуб. Сельсовет выделил на постройку зерносклад, когда-то принадлежавший богачу Буданцеву. 

Комсомольцы объявили субботники и своими силами разобрали зерносклад, перевезли на новое место и в короткие сроки построили здание клуба. В нем потом проводились комсомольские собрания всех первичных организаций Бердска.

Комсомольский актив Бердской 9-летки с педуклоном. 1929 г.  

Их было несколько: профтехшкольная, детдомовская, две школьные. Особенно интересно проходили в клубе диспуты на антирелигиозные темы с участием священников Сатирского и Курзябы. Первое слово давали священнику, он рассказывал о возникновении религии, Библии, богословии. Затем слово предоставлялось коммунисту-пропагандисту, и он уже с научной точки зрения говорил о богословии как лженауке. 

Иногда диспут растягивался на несколько вечеров, в клуб приходили не только молодежь, но и пожилые люди... В Бердске как бы образовалось два полюса — церковь и комсомольский клуб. Они и располагались рядом, через улицу». Большинство жителей села было неграмотным, и комсомольцы взялись за важнейшее дело — ликвидацию неграмотности. Ходили по домам, выявляя желающих учиться. Таких оказалось немало. Были созданы небольшие группы, для которых комсомольцы достали буквари, и занятия незамедлительно начались. Писали свекольным соком на старых бухгалтерских книгах, у редкого счастливца имелся карандаш. Учебой было охвачено 200 человек. 

Большую помощь в ликвидации неграмотности оказали бердчанам комсомольцы Мария Токарева, Анфиса Чекмарева, Мария Селезнева, Павел Жуков и другие. В 1923 году волостная комсомольская организация насчитывала более 200 членов. Бердская ячейка с момента создания выросла незначительно, так как с началом нэпа многие юноши и девушки уехали из села в поисках работы. Летом этого же года в Бердске состоялось совещание коммунистов и комсомольцев волости, на котором впервые было рассказано о вводимой в стране новой экономической политике. 

Вновь обратимся к воспоминаниям очевидца событий тех далеких лет В. И. Хомутова: «В 1921 году Ленин разработал план введения по всей России новой экономической политики — нэп. Эта политика предусматривала привлечение частного капитала в строительство новой России. В Бердске купечество ожило. Стали открывать свои лавки, появились промышленные товары, припрятанные по кладам и тайникам. Кустарное произведетво вновь стало развиваться: пимокатное, кожевенное, гончарное, пищевое, мыловаренное, шорное, мукомольное. Загудел Бердск, как улей. Крестьяне стали больше выращивать зерна, конопли, льна, овощей. Кредитное товарищество стало организовывать выставки по сельскому хозяйству, показывать отдельные крестьянские хозяйства как пример, поощрять их денежными премиями за лучших лошадей, коров, свиней и птиц. 

Все излишки крестьяне везли на рынок. К 1927 году нэп в Бердске достиг своего апогея! Народный дом из гороховской ограды был перенесен в центр села и поставлен на площади Большой улицы, переименованной в Советскую. Нардом был переименован в коммерческий кинематограф, библиотека при нем сохранилась. Кинокартины шли в основном зарубежные, такие как «Все видят, все знают», «Верные друзья», «Из огня да в полымя» и др. С участием Гарри Нила шли картины трюковые, с участием Джека Кугана — кинодрамы. Вспоминается фильм «Поцелуй Мэри» с Мэри Пикфорд, отечественные картины с участием Игоря Ильинского «Процесс о трех миллионах», «Кукла с миллионами». 

В период расцвета нэпа бердские крестьяне в зимнее время устраивали бега на лошадях. Хорошего бегуна по кличке Огонек имел Яков Лежнин. Бега проводили по правому берегу Оби, от верхней Ельцовки в сторону Бердска. Лошади стартовали от ельцовского городища, а финиш был в начале Бердска, возле дома шорника Деньгина. Премиальные деньги передавались спорщиками-владельцами лошадей третьему лицу. Потом, после финиша, они вручались хозяину лошади, которая пришла первой. Лежнин Яков часто обходил на своем Огоньке соперников». 

На 1 декабря 1925 года в районном уездном центре — с. Бердском — насчитывалось 1039 хозяйств и 4544 жителя. В 1926 году число хозяйств возросло до 1199. В 1930 году в Бердске уже проживало 5751 человек, и к этому времени он был переведен в разряд городских поселков. Среди промышленных предприятий, получивших новый импульс развития во времена нэпа, была и госмельница № 200 им. Фрунзе (бывшая гороховская), выпускавшая муку и манную крупу. В 1924 году в частных домах владельца Барабашкина была организована пимокатная артель «Пролетарий», выпускавшая валенки и войлок. Работал в с. Бердском кирпичный завод. Среди населения немало было кустарей, занимавшихся гончарным, пимокатным, кузнечным и другими ремеслами. В Бердском районе в 1925 году насчитывалось 274 промысла, в том числе 38 мельниц. 

Продавец Чубыкина Анастасия (слева) магазин 30-х годов.

30-е годы.

20-е годы.

Приходской совет Бердского храма. Конец 30-х годов.

Делегаты первой районной конференции пионеров.

В Бердске работали пристань, агропункт, контора лесничества, почтово-телеграфное отделение, кредитное товарищество, 3 лавки потребительского общества, книжная лавка, магазин огнеприпасов «Окружного охотничьего союза», народная библиотека, изба-читальня, клуб, народный дом, детская коммуна, сельсовет. Железнодорожная станция «Бердск» располагалась в 9 километрах. Кроме того, в селе были школы 1-й и 2-й ступени, профтехшкола, комсомольские пункты ликбеза. В 1926 году в Бердекой больнице было 2 врача и 4 человека средне-медицинского персонала, в амбулатории — 2 врача и 2 человека средне-медицинского персонала. В районе работало 2 фельдшерских и 1 ветеринарный пункт. 

К 1930 году количество врачей в больнице и амбулатории увеличивается до 6, а средне-медицинского персонала до 7 человек. В районе работают 3 врачебных участка, 6 врачей, 5 акушерок, 14 фельдшеров. В 30-е годы в Бердске, как и повсюду в стране, началась коллективизация. Вновь, уже в который раз, обратимся к воспоминаниям В. И. Хомутова. Он об этом времени пишет с болью: «В 1929 году налоговая политика советской власти прижала нэпманов. Налог финорганы нэпманам давали такой, чтобы и думать забыли о роскошной жизни. В 30-е годы в Бердске началась коллективизация в сельском хозяйстве под лозунгом «Сплошная коллективизация и ликвидация кулачества как класса». В этот период и началось... 

Вместо добровольного вступления крестьян в колхоз заставляли вступать под страхом зачисления в кулаки или подкулачники. Началась классовая борьба в деревне! В кулаки зачисляли крестьян, которые никогда не пользовались наемным трудом, даже в страдную пору, но имели большую семью и много рабочих рук. Они в поте лица работали и потому жили зажиточно, имели богатое хозяйство. 

Именно в защиту таких трудолюбивых крестьянских семей стал выступать бывший командир партизанского отряда Никифор Зверев. Он считал, что такие крестьяне не подлежат раскулачиванию: это труженики земли, а не эксплуататоры. Зверев писал в вышестоящие органы, в ЦК партии, лично Иосифу Виссарионовичу Сталину, просил прекратить беспредел властей на местах». Со страниц мемуаров В. И. Хомутова, кстати сказать, лично знавшего Зверева, встает полный драматизма образ легендарного командира бердских партизан-подпольщиков. 

Он начал прозревать и увидел звериный оскал власти, за которую с такой беззаветностью воевал, за которую отдали жизни его товарищи. Переживал очень по-русски: стал сильно выпивать, «во хмелю еще больше ругал перегибщиков линии партии...» Если бы не скоропостижная смерть от сыпного тифа в 1930 году, нетрудно представить, какая бы ему была уготована судьба. 

Никифор Андреевич Зверев был похоронен рядом с могилой борцов за власть Советов. Бердск, будучи с 1929 года рабочим поселком, оставался районным центром до начала 1933 года. С февраля 1933 года районный центр перенесли в Искитим, а Бердск остался рабочим поселком. В Бердский район в 30-е годы входили следующие сельсоветы: Бердский, Ельцовский, Сосновский, Мильтюшинский, Гуселетовский, Тулинский, Атамановский, Завьяловский, Бурмис-тровский, Улыбинский, Бородавкинский, Чупинский, Веснинский, Горевский, Кой-новский, Чернореченский, Покровский, Тальменский, Морозовский, Верх-Каенский, Нижне-Каенский. 

К посевной 1932 года 80 процентов крестьянских хозяйств объединились в колхозы, единоличниками оставались 20 процентов крестьян. В Завьялово возник колхоз «Факел революции», в Черноречке был организован колхоз «Танк», в Койново — «Партизан», в Бородавкино — «Путь Ильича», в Шипуново — «Комбайн» и т. д. В Бердске была одна сельскохозяйственная артель «Заря» под председательством Федора Лежнина. 

Бердская детская комунна.

4-класс, 1932г.

Сотрудники Бердского детдома 1935 год.

 

Большинство колхозов находились на начальной стадии организации, и местный орган Бердского райкома ВКП(б), газета «За социализм» помогала крестьянам «организовывать социалистическое соревнование, вовлекать единоличников в колхозы, вести борьбу с остатками кулачества, в ближайшие сроки проводить посевную». 

Надо сказать, что бодрые победные сводки тех лет о том, сколько крестьянских хозяйств удалось объединить в колхозы и как там замечательно живется, были самой настоящей, неприкрытой пропагандой. Процесс шел болезненно, трудно, кроваво. Именно в 30-е годы по российской деревне и крестьянскому укладу жизни был нанесен такой сокрушительный удар, от которого она не может оправиться до сих пор. Ученые-историки уже в наше время найдут точное определение тому, что происходило тогда повсеместно в российских деревнях — раскрестьянивание. В эти же годы до крайности обострились отношения государства и церкви. 

Если в 20-х годах, помнится, бердские комсомольцы устраивали диспуты, приглашали священников, спорили, пытаясь доискаться до истины, то в 30-х они уже «открыто агитировали население за закрытие церквей и превращение их в клубы и народные дома». 

«Однажды, накануне Пасхи, — вспоминает бердчанка Т. В. Чайкина, — когда верующие собирались на всенощную, комсомольцы недалеко от церкви на дверях магазина натянули экран и стали показывать немые кинофильмы, организовали игры, выступление художественной самодеятельности». 

В итоге такой «культурно-массовой» работы церкви в Бердске и многих селах были закрыты. В прессе это подавалось как волеизъявление большинства жителей, но это было далеко не так.  

Бердчанин Б. Н. Шарнин, бывший в 30-е годы школьником, вспоминает: «Церковь и школу разделяли два дома. Однажды на большой перемене я вышел на улицу и увидел солидную толпу людей, собравшихся у парадного крыльца церкви. Подойдя ближе, я понял, что там происходила потасовка верующих и людей, которые веревками стягивали с колокольни большой колокол». 

В помещении церкви в ноябре 1940 года был открыт Дом культуры. Накануне Великой Отечественной войны в Бердске, к уже имевшимся, добавилось еще несколько предприятий. В 1939 году была создана ремстройконтора поссовета, которая занималась ремонтом школ, детских, культурных и медицинских учреждений. В конце 1940 года ремстройконтора была преобразована в пищекомбинат. Он наряду со строительными изделиями — стульями, шкафами, табуретками — стал выпускать продукцию, пользовавшуюся большим спросом, — кондитерские изделия, карамель, брагу, безалкогольные напитки, заготавливал также грибы и ягоды. 

В том же 1939 году в Бердске создается цех от Новосибирской швейной фабрики имени ЦК профсоюза швейников. В цехе работало 60 человек, шили детские брюки и мужские кепи. Со временем ассортимент выпускаемых изделий значительно расширился. Самым крупным предприятием довоенного Бердска являлся мукомольный завод № 10, где директором был А. И. Тарабыкин. На заводе трудилось свыше 240 человек. Предприятие было передовым не только в Бердске, но и в районе. 

В 30-х годах Бердск становится излюбленным местом отдыха новосибирцев. В густом сосновом бору на берегу Берди, как грибы после дождя, начинают появляться санатории и дома отдыха. В частности, был хорошо известен местный туберкулезный санаторий: сюда приезжали лечиться больные со всей страны, и, если верить статистике, 80 человек из каждой сотни приезжавших сюда шли после лечения на поправку. 

Вокруг Бердска строятся десятки пионерских лагерей. В общем, постепенно он обретает славу известной сибирской здравницы. При этом растет и население поселка, особенно в конце 30-х годов, в связи с началом строительства таких крупных объектов, как элеватор, нефтебаза, аэродром, с постройкой жилого квартала для летного состава «Красный сокол». К июню 1941 года в Бердске уже проживало свыше 6 тысяч человек.


Православие.Ru Образование и Православие
Рекламодатели сегодня: