Главная > История > История Бердска: о хранилище старого города

История Бердска: о хранилище старого города


2 апр 2010.

История Бердска: о хранилище старого городаЧасть 2. Там, где пахнет нафталином и замирает время.

Где же можно узнать о городе больше, нежели чем в его хранилище — "душе", где на полках "расставлена" история, а на стенах висят оттиски прошлых мгновений? Чтобы полистать странички бердской летописи, я отправилась в Краеведческий музей, в котором, кстати, до декабря проводится выставка фотографий Старого Бердска. Чёрно-белые снимки красноречивее бабушкиных рассказов: вот мельница купца Горохова, вот разрушенная церковь, старая школа, магазины, техникум, педучилище, Почтовый переулок, ул. Октябрьская…

В основном, в рамках — работы фотографа Путинцева, которого репрессировали и расстреляли после войны. На всех фотографиях он ставил свою оригинальную метку, благодаря чему удалось собрать коллекцию его снимков.

Начало новой жизни

Когда было принято решение о затоплении Бердска и нескольких прилежащих сёл, людей стали переселять "выше", на новую территорию. На переезд отвели 4 года. Иногда трудно перебраться в новый дом, а людям приходилось уезжать в новый город, совсем пустой и необжитый. Только что построенный.

Музея в селе не было. Его организовали в общей сутолоке, при переезде. Бердчане приносили старые вещи, которые тут же становились экспонатами. Память о прошлом копилась на полках, чтобы не забывалось место, скрытое водой. Хотя в мае некоторые предметы из Старого города до сих пор вымывает на берег, а когда вода убывает, можно увидеть и фундамент старой церкви. "Что-то из старины достаётся экспедиции музея, а что-то – чёрным археологам, которых в это время бывает очень много", – рассказывает заведующая экспозиционным отделом Краеведческого Музея Бердска Наталья Фёдоровна Шапенкова.

— Два года в мае мы ходили на остров, что Обском водохранилище. Но не всегда получается найти будущий экспонат, так как нужно поймать момент…

— А посетители пополняют вашу коллекцию?

— Старожилы часто приносят нам вещи. Например, мы провели выставку самоваров – нам несут самовары, часов – отдают старинные часы. У людей же есть свои раритеты, которые передаются из поколения в поколение, иногда семейные ценности попадают в музей. В 70-е годы было конечно проще, когда музей официально открыли. Теперь, к сожалению, иначе. Некоторые выбрасывают "экспонаты", не вспоминая о музее, а кто-то, прежде чем выбросить, позвонит: "Вам нужна швейная машинка?".

Музей находится на окраине города и как бы удалён от его суеты. Время здесь течёт медленно, каждая историческая выставка устраивается минимум на полгода. За дверями можно спешить, а в "хранилище старины" нужно ходить неспешно, улавливая своеобразный дух каждого века… Даже дети утихомириваются, рассматривая деревянные школьные сумки и парты прошлого столетия, а старожилы как-то по-особенному всматриваются в черно-белые фотографии…

— Какие эмоции Вы наблюдаете на лицах пожилых людей, которые приходят на выставку?

— Бердск очень изменился. Даже новый – за 30 лет он неузнаваемо преобразился. Для старожилов это другой город. Всегда останется тоска по тому месту, где они родились, выросли, получили образование. Некоторые сами приносят фотографии, некоторые приходят, внимательно рассматривают и вспоминают: "Здесь я учился, на этой улице я жил..." Не все фотографии подписаны, люди помогают нам, подсказывают.

— Что в современном городе осталось из прошлого?

— Сейчас у нас есть Шаринский магазин. В конце 19 – начале 20 века здесь находилась деревня Шарино. Молодёжь не знает, откуда такое название у магазина. Однажды в газете написали: это потому, что здесь "обшаривали". Но ведь это глупость!

Красный Сокол тоже находился здесь со времён Великой отечественной. Аэродром в годы войны стоял на этом же месте. Бердский санаторий так и находится на берегу. В современном городе осталось примерно 8 км от старого!

Наталья Фёдоровна иллюстрирует свой рассказ фотографиями: "Первые улицы: ни дорог, ни электричества. Всё в воде. Людям внушали, что это будет город плановый, красивый, новый… Много сёл бывшей бердской волости тоже попали в зону затопления. Потом сказали, что это была ошибка! ГЭС оказалась маломощной. Но одновременно изменились тысячи судеб…"

— Кладбище тоже оказалось под водой?

— Кладбище было размыто. Есть легенда, что там находилась могила одного декабриста. Мы сейчас пытаемся узнать, насколько это достоверно, жаль, что невозможно проверить это на месте. Потеряна могила купца Горохова, которого по завещанию похоронили в Бердске.

"То, что было вчера, сегодня – уже экспонат!"

— Как Вы думаете, какие современные вещи через 100 лет станут экспонатами?

— Да практически все! Мы так говорим: "То, что было вчера, сегодня – уже экспонат!". В частности, что касается плоскостных материалов – фотографий и документов, то они устаревают моментально. А что касается предметов, то, поскольку они используются более длительное время, от выпуска до музейной полки проходит меньше десятилетия.

— Можно, например, представить, что через некоторое время музейными экспонатами станут привычные пылесосы, компьютеры и микроволновки?

— А почему нет?! У нас на фондах хранится наш первый компьютер... допотопный-допотопный. Это уже музейный экспонат. Или, например, копировальный аппарат, который принесли все сотрудники, потому что он невероятных размеров, очень габаритный. Когда я пришла сюда работать, мы им ещё пользовались. Кстати, техника устаревает невероятно быстро, прогресс идёт семимильными шагами. Первые модели компьютеров и пылесосов – сейчас уже музейные раритеты! Поэтому мы принимаем всё и прекрасно знаем, что через некоторое время вещь станет экспонатом, а молодое поколение сможет увидеть её только в музее. У нас были игровые программы, где мы показывали детям, как раньше пользовались экспонатами. Ребятишки приходят, мы показываем им арифмометр, говорим, что это "прапрадедушка" калькулятора. Им так это смешно! Вот утюги. Каких сейчас утюгов только нет, а ведь всё начиналось с простого камня или рубеля. Продемонстрировали ребятам, как гладили наши "прапрабабушки". Хотя в некоторых старообрядческих селениях до сих пор настолько сильны традиции, что до сих пор пользуются тем, чем пользовались несколько веков назад!

— А Вы ездите в экспедиции в такие селения?

— Нет, потому что всегда есть материальные проблемы. Они, по-моему, остаются всегда. Сейчас даже люди, сдающие экспонаты, звонят и спрашивают: "А вы покупаете?". Но мы можем только в дар взять. Также и с деревнями. Краеведческий музей часто выезжает в подобные экспедиции. Работники рассказывают, что если раньше просто отдавали, то сейчас стараются продать экспонаты. Оно и понятно, ведь бабушкам, дедушкам трудно жить на одну пенсию, а так они хоть какую-то копейку зарабатывают. Да и потом, антиквариат в наше время в цене!

— Посетители когда-нибудь хотели у вас что-нибудь купить? Предлагали большие деньги?

— Да, приходят и просят, но музей ничего не продаёт. Мы всё это ставим на фонды. Даже бывают случаи, когда человек что-нибудь отдаёт, а потом жалеет об этом и приходит забрать свою вещь, но это уже невозможно, всё учитывается через Министерство Культуры.

— У Вас есть какой-нибудь любимый экспонат?

— Я об этом никогда не задумывалась. Понимаете, когда приносят интересную вещь, предмет или фотографию, мы все очень радуемся – интересно ведь, потому что у нас такой ещё не было. Проходит время, и к этой вещи уже привыкаешь, начинаешь воспринимать иначе. Поэтому сказать, что какой-то экспонат любимый, мне кажется, никто из наших сотрудников не сможет. Мы постоянно находимся в ожидании того, что принесут не столько любимое, сколько что-нибудь ценное. Ценное не в материальном, а в историческом плане! Хотелось бы сделать какое-нибудь открытие, найти уникальный документ, который помог бы разгадать очередную историческую головоломку. Ведь люди, работающие в этой сфере, увлекаются, и если ставят себе цель, стараются докопаться до истины.

— За время вашей работы были настоящие открытия?

— Это были какие-то интересные выводы для себя, мы не открывали глубокие тайны. Когда что-то читаешь по истории города, возникают вопросы, а если не находишь на них ответов, пытаешься найти как можно больше недостающей информации. У нас однажды накопилось довольно много таких вопросов, и мы с коллегами поехали в архив. То, что мы привезли из Томска, в частности, документы, которые касаются личности купца Горохова, нам действительно помогло разобраться, ведь всё, что с ним связано, было для нас под завесой тайны.

— А какую тайну хотелось бы раскрыть?

— Может быть, найти такой документ, который подтверждал бы дату основания Бердского острога. Для нашего музея и для истории это было бы революционным открытием.

— Когда пришли в музей, наверное, многому первое время удивлялись?

— Мне всегда казалось, что работа в музее – это такая рутина, это всё, покрытое пылью, это скука. Но, поработав здесь, я поняла, что ошибалась. Здесь тихо, покой, но это только внешняя сторона. На самом деле у нас очень много творческой, исследовательской работы, много поиска и движения. Это было самым большим удивлением.

Проходим выставку "Незабываемый гардероб". Это фотографии, на которых сотрудники музея и члены кружка показывают коллекцию одежды с начала XX века. Здесь пионеры, комсомольцы, уверенные женщины 80-х годов, крестьянки, дамы в бабушкиных нарядах XIX века, школьницы в формах… Есть даже фантазии на тему моды будущего.

— Мне представляется, что музей – это душа города…

— Да, а ещё – визитная карточка. 290 лет – это солидная цифра. Бердск старше Новосибирска, но факт в том, что этого не увидишь. С историей города, получается, можно познакомиться только в музее.

— Человек, который работает в музее, начинает уже по-другому к городу относиться?

— Ну, естественно, и не только к городу. Начинаешь больше ценить исторический опыт. У нас в России нет образования музейщика. Человек чувствует себя профессионалом, когда погрузится в это, изучит изнутри эту профессию. Потом начинаешь ценить те предметы, которые здесь есть. Раньше мы никогда не думали о том, что старые вещи можно принести в музей, сдать, что это останется, и люди будут смотреть, вспоминать. И только работая здесь, понимаешь, как важна преемственность поколений, исторический опыт. Людям иногда легче выбросить. У нас была одна ситуация, когда женщина нашла в урне очень ценный экспонат – личный дневник конца 19 века. Когда мы его прочитали, долго удивлялись, ну как так можно… выбросить такую вещь!

— Получается, что Вы – хранители человеческого опыта?

— Мы хотим, чтобы люди учились на опыте своих предков. Это приходит через знание, через ощущение, через зрительное восприятие, ведь практический опыт – очень важно. Пытались недавно детям показать, как пользовались перьевой ручкой. Ставили старинную парту, чернильницу: "вот посмотрите, вот как писали". И этот ребёнок обязательно поймёт, что не просто в музее побывал, а что-то познал, чему-то научился…

Наталья Фёдоровна показывает мне зал с кусочками быта — экспозицию "Бердск в годы Отечественной войны". Старинный телефон, счёты, портрет Сталина на стене, пожелтевшие документы, флаги и медали. Рядом – кусочек домашней обстановки: патефон, кружева на дубовом комоде, старинная шкатулка, часы с кукушкой, тарелка радио, помятая газета...

Соседний уголок – военная избушка: на стене висит плащ, на полу лежат железная фляжка, патроны и кирзовые сапоги; на столе, сделанном из берёзового бревна и ящика, разложены секретные карты… С краю стоит большая посылка. На ней надпись: "Куда: на фронт, кому: полевая почта, от кого: Бердск. Средняя школа"…

Уходить из музея не хочется, так как приятно быть в тишине межвременья, где вещи в своём безмолвии рассказывают о прошлом…

История Бердска: о хранилище старого городаИстория Бердска: о хранилище старого городаИстория Бердска: о хранилище старого городаИстория Бердска: о хранилище старого города
История Бердска: о хранилище старого городаИстория Бердска: о хранилище старого городаИстория Бердска: о хранилище старого городаИстория Бердска: о хранилище старого города






Все фотографии сделаны в Бердском краеведческом музее
Марина Чайка 27.09.2006
http://academ.info/news/5195

Вернуться назад