Главная    Архив  

Рождество Пресвятой Богородицы. 8-го сентября. 

Пресвятая Дева Мария родилась в Назарете, городе Галилейском, от праведных родителей Иоакима и Анны. Св. Иоаким происходить из колена Иудина и был царского рода Давидова. Он и жена его были очень добродетельны, щедро раздавали милостыню бедным и много жертвовали в храм. 

Пятьдесят лет прожили они в супружестве, но не имели детей; это их очень огорчало, и они горячо молили Бога даровать им чадо, обещаясь посвятить Ему дитя свое. Однажды Иоаким пришел в храм и спешил принести жертву Господу, но один из готовившихся также принести свою жертву Богу стал укорять его в том, что у него нет детей, говоря, что Бог не благословил его детьми за каким-нибудь тайные грехи и что он недостоин приносить дар свой Богу, Иоаким, глубоко опечаленный, вышел из храма и, не возвращаясь домой, удалился в пустыню, где паслись стада его; там он долго и слезно молился и просил Бога даровать ему детей и снять с него поношение перед людьми, (у евреев бездетные супруги подвергались общему презрению). 

В то время как Иоаким молился Господу в пустыне, жена его, услышав о случившемся с ним в храме и видя, что муж Ея не возвращается домой, стала неутешно плакать и, сидя в саду своем под тенистым деревом, задумалась о горькой судьбе своей. Я верно грешнее всех в мире, думала она, что Бог лишил меня счастья быть матерью и, подняв глаза к небу, она увидела на ветке дерева гнездо с маленькими птенцами. Еще грустнее стало Анне при виде детенышей, которых кормила мать, и она обратилась с пламенною молитвою к Богу. 

Вдруг она увидела перед собою ангела Божия, который сказал ей: Анна! услышана молитва твоя! слезы твои и воздыхания дошли до Господа! У тебя родится дочь, и благословятся ею все племена земные, и дастся ею спасение всему миру. Ты назовешь ее Мариею (что значить по-еврейски господство, госпожа, надежда). Ангел удалился, и Анна в великой радости дала обещание посвятить Богу дочь свою и поспешила в Иерусалим, чтобы в храме благодарить Господа. В тот же день и час Ангел явился и Иоакиму в пустыне и сказал ему: "Иоаким! Бог услышал молитву твою и, явил тебе Свою милость. Жена твоя Анна родить тебе дочь и о рождении Ея возрадуется весь мир. Ступай в Иерусалим в храм Господень, там у золотых ворот встретишь жену свою, которой уже возвещено то же самое. 

Слова Ангела исполнились: 8-го сентября (по нашему счету времени) у Иоакима и Анны родилась дочь - Пречистая и Преблагословенная Дева Мария - и счастливые родители Ея принесли дары в храме иерусалимском, и там первосвященник, при всем народе, приветствовал Иоакима и благословил его. Пресвятую дочь свою св. Богоотцы Иоаким и Анна хранили как зеницу ока и не только любили как дочь, но и почитали, помня, что о ней сказал им Ангел. Они оба скончались в глубокой старости. 

Церковь празднует их память 9-го сентября. В порядке церковного богослужения празднование Рождества Пресвятой Богородицы продолжается шесть дней: 7-го сент. предпразднество, а 12 го сент. - отдание праздника. (Ев. Луки X, 38-42; XI, 27-28). 

ТРОПАРЬ ПРАЗДНИКУ: Рождество Твое, Богородице Дево, радость возвести всей вселенной; из Тебе бо возсия солнце правды Христос Бог наш и, разрушив клятву, даде благословение и, упразднив смерть, дарова нам живот вечный. 


Воздвижение Честнаго и Животворящаго Креста Господня. 14-го сентября.

Православною Церковью установлено праздновать и поклоняться Честному Кресту Господню три раза в год: 14-го сентября, в день Воздвижение Креста Господня, 1-го августа, в память празднования Кресту, установленного в Константинополе и известного у нас под именем: Происхождение древа Креста Господня и великим постом на четвертой недели, которая поэтому и называется Крестопоклонною. 

В начале 4-го столетия Константин Великий, который тогда был еще язычник, во время войны с Максентием увидел чудное знамение. Он с войском своим уже подходил к Риму, как вдруг днем на солнце явился Крест, окруженный словами: "сим побеждай". Константин и воины его сперва устрашились, видя в явлении Креста, считавшегося у римлян самым позорным орудием казни, дурное предзнаменование. 

Но в эту же ночь Константину явился Сам Иисус Христос и, повелев ему устроить полковое знамя с изображением явившегося ему Креста, обещал ему победу над врагами. Константин исполнил повеленное и, победив Максентия, вошел в Рим. Тогда он устроил воинские хоругви со знамением Креста и еще более прежнего стал покровительствовать христианам, которых он всегда уважал, зная, что мать его, царица Елена, христианка. 

Наконец он и сам решился принять христианскую веру и стал ревностно распространять закон Христов, почему и был причислен Церковью, вместе с матерью, к лику святых и назван равноапостольным. Св. Елена пламенно желала найти тот самый Крест, на котором был распять Спаситель. Для этого она отправилась в Иерусалим и с патриархом Макарием долго отыскивала там Крест Господень. Наконец один престарелый еврей открыл царице, где была Голгофа, но на месте распятия Христа одним из римских императоров, Адрианом, было воздвигнуто идольское капище. 

Св. Елена велела его разрушить, и действительно под ним в земле были найдены три Креста; но дощечка с надписью, бывшая на Кресте Христовом, лежала отдельно и было невозможно определить, который из этих трех Крестов был Крест Господень. Только чудеса, сотворенная одним из этих Крестов - исцеление больной женщины и воскрешение умершаго - указали, который был действительно Крест Спасителя. 

Тогда многочисленные толпы народа, окружавшие место, где была найдена эта святыня, пожелали поклониться Животворящему Кресту, и стали просить патриарха поднять Крест, чтобы каждый мог его видеть. Патриарх встал на возвышенное место и там поднял, или воздвиг Крест Спасителя (от этого и называется праздник Воздвижения). На самом месте, где Крест был найден, Св. Елена соорудила церковь во имя Воскресения Господа нашего Иисуса Христа, и в ней был поставлен Крест Спасителя. 

Он оставался в Иерусалиме до 7-го века и во время войны персов с греческой империей был увезен в Персию с другими сокровищами разоренных храмов и возвращен только через 14 лет царем персидским Хозроем своему победителю, греческому императору Ираклию. Император с духовенством и народом встретил Честный Крест в Константинополе, откуда он с великим торжеством был возвращен в Иерусалим. 

Это возвращение Креста Господня празднуется в один день с его Воздвижением 14-го сентября и, в память страданий и смерти Спасителя на Кресте, установлен в этот день строгий пост. 

Главная часть Животворящаго Креста до сих пор хранится в Иерусалиме, в греческой церкви. Другие части его разнесены по всему христианскому миру. В Москве в Успенском соборе, в Киеве, в Петербурге и в Гефсиманском скиту Троице - Сергиевой Лавре также хранятся части Честнаго Креста Господня. Праздник Воздвижения продолжается в Православной Церкви девять дней, с 13-го по 21-е сентября. 

Накануне праздника за всенощной Крест выносится из алтаря и полагается на аналое на средину церкви для поклонения молящихся. 

В день отдания праздника 21 сент. Крест опять относится в алтарь. (Ев. Иоанна XIX, 6-11, 13-20, 25-28, 30-35). 

ТРОПАРИ ПРАЗДНИКУ: 1-й. Спаси, Господи, люди Твоя и благослови достояние Твое: победы православным христианом на сопротивныя даруя и Твое сохраняя Крестом Твоим жительство. 

2-й. Кресту Твоему покланяемся, Владыко, и святое воскресение Твое славим.

Православие.Ru Образование и Православие
Рекламодатели сегодня: