ДУХОВНАЯ ВЫСТАВКА СИБИРИ

      

Главная         Газета Бердск православный        Архив новостей 

Призрение, как вид благотворительной деятельности, осуществляемой русской православной церковью на территории Томской епархии в конце XIX - начале XX веков

К. С. Вехова, Н.П. Разина, НГПУ, Исторический факультет, отделение истории и социальной педагогики


Впервые понятие «благотворительность» встречается у Н.Н. Карамзина. Под этим словом он понимал любую поддержку нуждающихся, в любых формах. Сегодня благотворительность — это некоммерческая деятельность, направленная на оказание помощи нуждающимся.

Людей, нуждающихся в помощи, в России всегда было достаточно: сироты, старики, бездомные, нищие... И церковь всегда обращала на них внимание и пыталась им помочь, занималась их призрением, т.е. присмотром, заботой, попечением.

В Томской епархии при кафедре архиепископа и церковных приходах создавались попечительства о бедных, дома и приюты Трудолюбия, детские приюты и дома Убежища.

При градо-Томской Никольской церкви в 1893 году был создан приют «Ясли» для дневного призрения грудных детей и детей младшего возраста из бедных семей города. Дети-сироты прибывали в приют постоянно. Возраст детей, призреваемых в приюте, ограничивался пределами от 6 недель до 5 лет, хотя возможны были исключения. Время пребывания детей летом (с 1 мая по 15 августа) — с 4 утра до 9 вечера, в остальное время года — с 6 часов утра до 8 вечера.

При приюте состоял врач, который проводил регулярный осмотр детей. В случае обнаружения у ребенка тяжелого заболевания его, по желанию родителей, направляли для лечения в детскую клинику, где ему предоставлялось бесплатное место.

Известно, что за 1903 год «Ясли» посетило 3152 ребенка, из них: до 1 года — 928 посещений детей, от 1 до 3 лет 1816, от 3 до 6— 408. Среднее количество посещений в день — 11. В 1904 году было 3740 посещений, из них: до 1 года — 1793 посещения, от 1 до 3 лет 1113, от 3 до 6 — 842. Среднее количество посещений в день — 13.

По своему происхождению дети были преимущественно из семей крестьян и солдат: 2402 посещения в 1903 и 2910 в 1904. Из мещанских семей в 1903 - 687 посещений в 1904 — 839. Дети чиновников в 1903 году посетили приют 63 раза.

В городе Новониколаевске также существовал приют «Ясли», открытый 26 мая 1906 года при храме Покрова Пресвятой Богородицы. Начальницей приюта была М.В. Востокова. Первоначально приют создавался с целью: «для постоянного призрения бесприютных детей обоего пола, и для дневного ухода за малолетними детьми матерей, выходящих из дома на поденную работу». Источником содержания приюта служили пожертвования. В 1912 году в приюте воспитывалось 100 детей. Особенностью Новониколаевского приюта являлось то, что здесь осуществлялось трудовое воспитание призреваемых детей. Для этого за пределами города был выделен обширный участок земли для огорода, пашен и сенокоса. Был построен двухэтажный деревянный дом, ферма и оранжерея.

Девочек старше 5 лет православного вероисповедания и круглых сирот с 1892 ода принимали в детский приют Трудолюбия при Томском Иоанно-Предтеченском женском монастыре. Сироты принимались бесплатно, полусироты, и в исключительных случаях, имеющие обоих родителей, с платою от 3 до 6 рублей в месяц. Цель приюта: воспитать религиозность, нравственность и любовь к труду. Здесь также обучали ^->амоте, рукоделию, ведению домашнего хозяйства. За 13 лет существования приюта там обучалось 295 девочек.

Девицы и женщины, ищущие временного заработка и пристанища, принимались в дом Трудолюбия при том же монастыре. За 8 лет существования дома Трудолюбия в нем проживало 119 человек.

В первые десять лет существования приюта и дома Трудолюбия они содержались за счет пожертвования, в последствии за счет самоокупаемости.

В 1893 году при градо-Томской Никольской церкви был открыт дом-убежище, обитатели которого пользовались готовым отоплением, освещением и баней. К большим праздникам они получали чай, сахар, мясо, теплую одежду. Попечительство заботилось об их погребении в случае смерти.

При доме-убежище был разбит огород, что обеспечивало жильцов продуктами на зимнее время. Кроме того, огород служил «утешением для бедных и престарелых жильцов». В 1903 году в дом-убежище пребывали 18 человек в возрасте от 43 до 110 лет.

В 1892 году при кафедре Томского архиепископа было создано попечительство о бедных, которое заботилось о тех, кто собственным трудом не мог добывать себе пропитание. Помощь выражалась как в денежной, так и в натуральной форме: продукты, одежда. Попечительство заботилось о детях сиротах, помещая их в приют Трудолюбия; платило в ночлежки за предоставление коек бездомным.

Таким образом, Русская Православная Церковь, по мере своих возможностей оказывала постоянную помощь и поддержку нуждающимся.

Занимаясь проблемой призрения, как вида благотворительной деятельности, осуществляемой Русской Православной Церковью, мы задумались над вопросом: что заставляет человека заниматься благотворительностью? Ответ мы нашли в газете «Томские епархиальные ведомости», №17 за 1912 год. «Вся сила благотворительности должна заключаться в ее нравственной стороне, потому что дело благотворительности есть не только способ помощи ближним, но и средство нашего собственного нравственного воспитания».

Таким образом, благотворительность это не только дело Церкви, но и дело каждого из нас, а значит, есть надежда, что все мы вместе и каждый в отдельности не останется равнодушным к чужой беде. Хотя очень хочется верить, что количество людей, нуждающихся в помощи, будет постоянно уменьшаться.


НАРОДНЫЕ ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ ПРОМЫСЛЫ РОССИИ

Г.А. Дрожжин, Председатель Правления Ассоциации «Народные художественные промыслы России»


Народные художественные промыслы являются неотъемлемой частью отечественной культуры.

Художественные промыслы являются одновременно и своеобразной отраслью материального производства и областью духовной жизни народа.

Россия — одна из немногих стран, сумевших достаточно полно сохранить исторические традиции и стилевые особенности развития народных художественных промыслов.

Мастера и художники народного искусства объединены, как правило, в предприятия промыслов. Важной отличительной особенностью является коллективность творческого процесса, применение высоко квалифицированного ручного труда наряду с использованием вспомогательных приспособлений, средств малой механизации.

В целях сохранения народных художественных промыслов в условиях рыночной экономики, зашиты и представительства их интересов в федеральных и региональных органах исполнительной власти в 1990 году по инициативе 84 предприятий промыслов была создана Ассоциация «Народные художественные промыслы России».

В настоящее время Ассоциация объединяет около 250 организаций промыслов, расположенных в 63 регионах Российской Федерации, которые выпускают изделия практически всех видов художественных производств. Среди них всемирно известные центры народного искусства, выпускающие изделия с хох-ломской и городецкой росписью по дереву, гжельский фарфор, ростовскую финифть, вологодское и елецкое кружево, богородскую и беломорскую резьбу по дереву, кубачинские ювелирные украшения, холмогорскую и тобольскую резную кость, жостовские и нижнетагильские расписные подносы, скопинскую и псковскую керамику, торжокское золотое шитье, кисловодский фарфор, орркие златоустовских и тульских мастеров, художественное ткачество и вышивку различных регионов России.

За десятилетний срок функционирования Ассоциацией разработан ряд нормативно-правовых документов, предложений к законодательным и нормативным актам, принятие которых предотвратило процесс распада целого ряда народных промыслов.

Стимулированию творчества народных мастеров способствует систематическое их привлечение к участию в отече- ственных и зарубежных выставках, тематических смотрах и конкурсах: «Народные художественные промыслы — 850-летию Москвы», «Не заросла народная тропа..», посвященная 200-летию со дня рождения А.С. Пушкина, «Молодые дарования», «Русская охота. Традиции и современность», «ЭКСПО-2000» (Ганновер, Германия), «Христианство в произведениях народных художников и мастеров России» (Афины, Греция).

Совместно с международным православно-просветительским центром при Московской Патриархии проведено несколько тематических выставок: «Православная книга и церковное искусство» (Государственная Третьяковская Галерея), «Патриаршество в России. Традиции и современность» (Государственный историко-культурный музей-заповедник «Московский Кремль»), «Церковное искусство — третьему тысячелетию» (Политехнический музей), получившие множество откликов в средствах массовой информации.

Ассоциация и Администрация Вологодской области организуют Всероссийскою выставку «Великий УСТЮГ — родина Деда Мороза», в которой принимают участие мастера и художники промыслов, работающие над созданием изделий с рождественской тематикой.

В 1998 году Ассоциация совместно с Издательским домом «Интербрук-бизнес» выпустила альбом-каталог, объединивший информацию о более ста предприятиях промыслов, к 200-летию со дня рождения А.С. Пушкина был издан альбом-антология «Пушкинские мотивы в произведениях народных мастеров России».

На протяжении ряда лет изделия народных художественных промыслов экспонируются в Доме Правительства Российской Федерации, Государственной Думе Федерального Собрания РФ, Совете Федерации Федерального Собрания РФ, Главном Управлении Дипломатического корпуса МИД РФ. Данные мероприятия, направленные на популяризацию народного искусства России, позволили существенно поднять престиж промыслов, сильнее обозначить их значимость в государственных структурах власти.

С 1999 года Ассоциация издает газету «Российские промыслы», на страницах которой обсуждаются вопросы жизнеобеспечения промыслов в рыночных условиях.

В настоящее время активно ведется подготовка к выставкам, посвященным 300-летию основания Санкт-Петербурга, 100-летию Казани и 1100-летию основания Пскова.

В целях пропаганды и популяризации искусства народных художественных промыслов России Ассоциацией открыто представительство в сети Интернет.

Православие.Ru Образование и Православие
Рекламодатели сегодня: