Епископ Сергий

   Главная    Архив   
 
Духовное наследие Владыки Сергия
 
Из книги «Правдой будет сказать»

Всякий раз, когда я записываю запомнившиеся эпизоды моей жизни, ловлю себя на мысли - а надо ли это делать? Приносит ли это пользу моей душе?

Сейчас минул уже третий год моего епископского служения на Новосибирской кафедре. К сожалению, человек, облеченный саном, для многих является тайной за семью печатями, а уж епископ - это вообще ангел, слетевший с неба. Но это представление неверно, оно препятствует общению народа с духовенством, а в результате затрудняется духовная жизнь. Но скажут, что для Духа Святого нет преград, ибо "Дух дышит, где хочет" (Ин. 3, 8), и это истина, однако то непонимание, которое между священством и паствой бывает, - работа врага человеческого спасения диавола, и мы, пастыри, должны не только сознавать это, но всеми силами стараться его уменьшить, что достижимо только с Божией помощью.

Беда наша в том, и об этом я, как епископ, не боюсь сказать, что есть, к сожалению, духовные лица всех рангов, которые эту "неприкосновенность" не только воспринимают как должную привилегию, но и стремятся ее упрочить, придать ей ореол таинственности и чуть ли не Богом данной привилегии. Становится страшно, когда понимаешь, что учитель, и, увы, пастырь, может все духовные силы свои употреблять на то, чтобы хорошо играть роль праведника на людях, но оставаясь среди "своих" или наедине, не смущаться сознанием, что он такой же, как и многие, грешный человек. Мне кажется, что так жить очень трудно, ведь людей ввести в заблуждение можно только на время, а истинное положение дела так или иначе, рано или поздно, станет непременным достоянием всех. Поэтому, помня о великой ответственности перед Богом не только за дела, но и за каждую мысль, куда разумнее предстать перед людьми - учащимися, пасомыми - с сознанием своего несовершенства и готовностью вместе со всеми, с помощью Божией, возрастать в вере, добродетели и совершенстве. Благодарю Бога, что я в жизни достаточно много встречал учителей и пастырей, искренность которых была заметна при первой встрече. С Божией помощью стараюсь им подражать и я.

* * *

Думал ли я когда-нибудь, что стану епископом? Положа руку на сердце признаюсь, что было время, когда горделивая мысль стать авторитетным пастырем посещала меня.

Сейчас смотрю на эти мечты как на проявление духовного младенчества, когда непременно хочется чем-то отличиться и, если уж не быть известным артистом, ведь я окончил музыкальное училище, то и после получения духовного образования непременно хотелось не затеряться и не быть как все. Но эта болезнь "духовного роста" постепенно прошла, и сейчас хорошо помню, что когда я на исповеди в год окончания семинарии сказал духовнику о желании принять монашество и он на это довольно просто ответил, что, значит, будешь епископом, то я пережил очень неприятное чувство.

Спорить с духовником, да еще на исповеди, вроде бы неуместно, тем более, что он цитирует Священное Писание, где говорится, что тот, кто епископства желает, доброго дела желает. Как семинарист я эти тексты помнил и, конечно же, знал, как их следует правильно понимать. Здесь совсем не тот случай, когда говорят, что плох тот солдат, который не мечтает быть генералом.

В Христовом воинстве (а все христиане должны постоянно вести духовную брань с силами зла в своем сердце) совершенно иной взгляд на понятия славы, чести, достоинства и силы. Достаточно вспомнить евангельское утверждение, что сила Божия в немощи человеческой проявляется, чтобы понять, что принципы правды Божией отличаются от наших принципов, как небо от земли. Поэтому "желать епископства" в евангельском контексте означает стремление к совершенному самопожертвованию в служении людям.

* * *

Все в нашей жизни познается в сравнении, а потому сравниваю и я прожитые годы с сегодняшним днем. Перемены, произошедшие в нашей стране за последнее десятилетие, - огромны. Многие, и я в том числе, воспринимаем их как чудо Божие, совершенное милосердием Создателя, дающее всем нам возможность укрепиться в истине и почувствовать сердцем Небесное Отечество еще в этой жизни. Конечно, верующий человек должен воспринимать реальную жизнь не иначе, как дар Божий даже в том случае, если она, как нам кажется, противоречит правде Божией. Вера и только вера во всегда благой Промысел Божий способна дать человеку силы пережить многие испытания и сохранить в сердце мир и спокойствие. Таков закон духовной жизни. В основании ее лежит добродетель смирения, именуемая Церковью "нищетой духа". Не став на эту первую и основную ступень духовного развития, человек не может украшать свою душу последующими добродетелями, такими как: кротость, чистосердечие, правдолюбие, совесть и миротворчество. Для воспитанного в евангельском благочестии христианина это прописная истина, ибо православное сознание основывается на убеждении, что Бог - это всесовершенная жертвенная Любовь, постоянно ниспосылающая человечеству Свою великую милость. Пользуются этой милостью или милостыней все, но в духовном единении с Творцом находятся лишь те, кто соответствующим образом предустроил себя для получения этих даров, то есть человек, осознавший ограниченность и несовершенство всего земного и смиренно просящий. "Просите, - говорится в Евангелии, - и дано будет вам, стучите и вам откроют".

Новосибирский Епархиальный вестник. Ноябрь, 2000г.

Православие.Ru Образование и Православие
Рекламодатели сегодня: