БЕРДСК

Е.Н. Сметанин

   Главная    Архив  
1 2 3 4 5

Оглавление


СОДЕРЖАНИЕ

Страницы истории ........ 5

За власть Советов, за социализм ... 22

Священная война ........ 47

Первые послевоенные ....... 60

Расцвет города ........ 80

СТРАНИЦЫ ИСТОРИИ

Бердск — один из старейших населенных пунктов Новосибирской области, возникший в начале XVIII века. К этому времени относится интенсивное освоение русскими южной части Западной Сибири. Оно было вызвано оскудением промысловых угодий и падением роли Сибири как поставщика пушнины, а также потребностью развития горнорудной промышленности на основе открытых месторождений металлов в Горном Алтае. Присоединению южных районов Западной Сибири к Российскому государству благоприятствовала и внешнеполитическая обстановка: Джунгария (государство западных монголов), разоренная междоусобными распрями и войнами с маньчжурами, китайцами и казахами, стремилась к союзу с Россией.

Продвижение на юг шло путем создания укрепленных линий и оборонительных сооружений. В 1713 году на берегу Оби построили Чаусский острог (современный поселок Колывань), через три года в устье Верди возникает Бердский острог (поселение, обнесенное высокой бревенчатой стеной с дозорными башнями). Трудно было найти более красивое и удачное место, где все служило естественной и надежной защитой: полноводная Обь с ее крутыми берегами, вековой сосновый бор и обрывистые берега Берди.

Об истории основания острога рассказывают документы Кузнецкого воеводы из Центрального государственного архива древних актов. В одном из них за 1734 год содержатся следующие сведения: «Бердский острог построен в 1717 году по прошению в прошлом 1715 году в бытность в Кузнецку полковника воеводы Бориса Синявина и по поданной челобитной пришлых разных городов людей для поселения жительства».

По-видимому, слово «построен» в данном случае означает не начало, а конец или продолжение строитель-

5


ства острога. Запись свидетельствует также о том, что на месте его основания еще до 1715 года жили «пришлые разных городов», которые нуждались в защите от кочевников и потому в «поданной челобитной» Кузнецкому воеводе просили построить острог.

На правах рекламы: Для церковных служб и для домашней молитвы используются свечи. Они продаются в храме, а также купить восковые свечи возможно и оптом у производителя.

Из других документов можно установить, что закладка острога и строительство стен производились весной 1716 года. Сооружали башни, прорезали бойницы, насыпали земляной вал, корчевали лес, строили избы' бани, склады, конюшни, рыли колодцы, словом, делали все! что необходимо было для постоянной, длительной жизни в условиях повседневной опасности нападения кочевников.

Свое название острог получил от реки, у устья которой он был расположен. Бердь, правый приток Оби, берет начало на склонах Салаирского кряжа. Длина ее — около 250 километров. Название реки не имеет пока убедительного объяснения. Возможно, слово «Бердь» происходит от татарского слова «бирду», означающего отдал, подарил. Известно, что в XVI веке здесь хозяйничал сын татарского хана Кучума, который получил свои владения по реке от отца в подарок. Есть и другие родственные слова, например, «бердыш» —так назывался в русской армии боевой топор с закругленным в виде полумесяца лезвием. Но все это —одни лишь догадки. Название реки, как и острога, до сих пор не раскрыло своей тайны и ждет новых исследований.

Первыми жителями острога на Верди были казаки, жизнь и быт которых определялись несением «государевых» служб по охране острога. Они освобождались от государственных налогов и повинностей, но из-за небольшого жалованья были вынуждены заниматься хлебопашеством, ремеслом, торговлей и промыслами. Позднее здесь поселились и русские крестьяне. Вместе с казаками они выстроили Белоярскую крепость, способствующую успешному освоению природных земель Алтая.

6


В связи с набором отряда на строительство Бикатунской крепости в 1717 году был составлен список («роспись») всех жителей Бердского острога. Всего в нем значилось 127 человек. Из них —87 казаков, 21 казачий сын и 19 оброчных крестьян. Судя по архивным документам, оброчные крестьяне были переведены с семьями из Томского и Кузнецкого уездов. К ним, местным «переведенцам», вскоре присоединяются крестьяне из отдаленных районов Приморья и Урала.

Энергичные, смелые, хозяйственные крестьяне-переселенцы быстро приспособлялись к новым условиям жизни: строили жилье, распахивали целину, заводили скот.

7


Некоторым семьям в первое время приходилось жить в землянках. Так, ревизия 1721 года в Бердском остроге и Белоярской крепости зафиксировала 78 дворов, в том числе 58 землянок. При дополнительной переписи 1727 года в Бердском остроге было учтено 177 душ мужского пола, а в 1745 году — 537.

Основным занятием крестьян было земледелие, а главным орудием труда — деревянная соха с железными наконечниками — сошниками. Сеяли рожь, реже — овес, ячмень, просо, пшеницу, коноплю и лен. Выращивали овощи. Важной отраслью хозяйства было животноводство, которое давало тягловую силу и обеспечивало мясом, молоком, кожей, шерстью. Крестьянское хозяйство носило натуральный характер: в нем изготовляли почти все необходимые предметы домашнего обихода.

Жившие в Сибири в XVIII веке крестьяне относились к разряду государственных. Земли, на которых они вели хозяйство .считались собственностью государства. Их нельзя было покупать, продавать или сдавать в аренду. За пользование землей надо было выполнять различные повинности. Вначале это был натуральный и денежный оброк, которым облагался двор. В 1722 году царское правительство ввело новую единицу налогообложения — душу. Появилось выражение «подушная подать», то есть налог с каждого человека. Такую подать обязано было вносить все мужское население, для чего провели перепись податных людей. Это нововведение во много раз увеличило доходы царской казны.

Постепенно около острога возникают одна за другой деревни: Речкуновка, Морозово, Шадриха, Ерестная, Койново, Чернодырова, Шипунова, Ельцовская, Мильтюшская, Гуселетова, Тулинская, Атаманова, Караканская и другие. Они образовали ведомство Бердского острога. К моменту его возникновения в России завершилась реформа центрального управления. Страна была разделена на губернии, в том числе Тобольскую (Сибирскую) с

8


девятнадцатью уездами. Бердский острог и его ведомство относились к Кузнецкому уезду.

В тридцатые годы XVIII века уральский промышленник А. Демидов построил на Алтае металлургические заводы, в будущем ставшие основой Колывано-Воскресенских заводов. К середине века алтайские предприятия перешли в собственность царской фамилии. Заводы испытывали острый недостаток в рабочих руках, поэтому правительство приписывает к ним крестьян соседних деревень, обязав их работать на предприятиях в счет подушной подати.

Основная масса бердских землевладельцев и часть крестьян Чаусского острога также была прикреплена к алтайским мануфактурам. В 1747 году в Бердском ведомстве проживало свыше 1500 приписных крестьян, положение которых было тяжелым. Срок отработок устанавливался от одного до двух месяцев и удлинялся за счет времени, затрачиваемого на переезд от деревни к заводу и обратно. Использовали их на самых трудоемких и низкооплачиваемых работах: перевозке руды, угля, флюсов, заготовке дров, гонке смолы и дегтя. Большая часть крестьян была занята на вырубке леса. Древесный уголь был единственным видом топлива, на котором работали предприятия. Его требовалось очень много. Оплата же была мизерной. За день работы в летнее время конному работнику платили десять копеек, пешему — пять; в зимнее время конному — шесть, пешему— четыре. В то же время подушная подать составляла 1 рубль 70 копеек.

Отработкой подушной подати не кончались все виды закабаления крестьян, которые обязаны были поставлять на заводы и рудники Алтая провиант и фураж. В 1777 году бердские крестьяне вывезли только на один Змеиногорский рудник 9375 пудов муки и 1414 пудов овса. С развитием Колывано-Воскресенских заводов через Бердск прошел Барнаульский тракт, связавший за-

9


воды Алтая с Московским трактом, по которому шло сообщение с центральной Россией. Крестьянам добавилась новая повинность: перевозка грузов и ремонт дороги. Многочисленные повинности, злоупотребления местных властей тяжким бременем ложились на трудовое крестьянство и вызывали у него различные формы протеста. Так, в 1747—1749 годах крестьяне деревень Ерестной и Жарковой самовольно переселились в Кулундинскую степь, обосновались там, обзавелись хозяйством. О существовании новых деревень дознались чиновники алтайских заводов. Последовало распоряжение: все постройки разломать, а крестьян с семьями и скарбом переселить на старое место.

К середине XVIII века численность населения Берд-ского острога увеличивается. В книге известного русско-

10


го ученого Г. Н. Потанина «Материалы по истории Сибири» (М., 1867) содержатся следующие сведения: в пятидесятые годы в Бердском остроге проживало 1435 человек, в Чаусском — 156, в Сосновском — 234. Происходит расширение и ведомства Бердского острога. В шестидесятые годы в нем числилось 64 селения.

В 1768 году в Сибири работала научная экспедиция под руководством академика И. П. Фалька. Он и его помощники посетили Кузнецкий уезд и составили его описание. Ряд записей относится к Бердскому острогу. Вот одна из них: «Бердский острог и слобода. Оный был укреплен деревянной стеной и земляным валом. Имел он с соседними деревнями 377 дворов и жителей православной веры 1328 душ мужского пола и 1220 женского, кроме того 114 раскольников...»

Крестьяне тех лет, как свидетельствуют документы, жили соседскими общинами, объединявшими жителей нескольких деревень. Такая община состояла из отдельных семей, в которых насчитывалось до 30 и более человек. Это была массовая организация крестьян, которая ведала земельными, хозяйственными и благотворительными делами, а также выполняла податные, административно-управленческие и судебно-полицейские функции.

По мере освоения русскими Западной Сибири и продвижения их в южные районы значение острогов стало постепенно падать. Возросшее их население остро испытывало нехватку пахотных земель, пастбищ, лесных угодий. Из острогов крестьяне переселялись в деревни или создавали новые поселения. Численность жителей острогов к концу XVIII века заметно сокращается.. Переживает упадок и острог на Верди. Его стены и башни, отслужившие защитную роль, постепенно разрушались. Их более не восстанавливали, так как необходимость в этом отпала. Земляной вал зарастал бурьяном. Оказавшись в глубоком тылу, острог потерял свой грозный вид и

11


вскоре стал называться Бердской слободой, а позднее — селом Бердское.

Начало нового, XIX, века характеризовалось дальнейшим кризисом феодально-крепостнического хозяйства. В 1812—1813 годах в южной части Западной Сибири наблюдался сильнейший неурожай, вызванный засухой. Цена пуда хлеба достигала трех рублей вместо 25—30 копеек. Крестьяне-бедняки и их дети умирали с голоду, многие питались лебедой и корой деревьев. Возросло число нищих и больных. Однако царское правительство отказалось помочь голодающим, поэтому сильные волнения крестьян наблюдались во многих сибирских волостях. Самой распространенной формой протеста были

12


побеги. Большинство приписных крестьян бежало на юг, в Бухтарму, в сказочное Беловодье, о которой ходили легенды: «Есть такая страна за границей... Жизнь там беспечальна. Нет в той стране никаких повинностей и податей, в хозяйственных надобностях во всем там приволье...» Все эти выступления, вливаясь в классовую борьбу крестьян страны, подрывали основы феодально-крепостнического строя и прокладывали путь капиталистическим отношениям.

19 февраля 1861 года правительство издало манифест об отмене крепостного права. По указу от 8 марта 1861 года сибирские крестьяне освобождались от принудительных отработок на алтайских горнозаводских предприятиях. В течение трех лет приписные крестьяне переводились на оброк. При этом крестьяне платили по шесть рублей с души мужского населения (для того времени сумма значительная) казне и горнозаводскому начальству.- Помимо этого надо было выплатить уездные и общественные сборы. Не освобождались крестьяне и от казенных повинностей.

Не случайно в эти годы одно за другим происходят различные народные волнения. Дальнейшее обострение классовой борьбы во второй половине XIX века характерно для всей России. Сибирские крестьяне, недовольные реформой 1861 года, требовали немедленного освобождения от заводских отработок, уменьшения оброчных платежей, прекращения сбора недоимок за прошлые годы. От разрозненных и пассивных форм борьбы — побегов, прошений, уклонений от выплаты различных платежей — они переходят к более активным действиям. В конце шестидесятых годов возмущение крестьян Бердской волости вылилось в так называемый Бердский бунт. Центром его стала горнозаводская община, в которой жили бывшие мастеровые Сузунского завода. Поводом к выступлению послужила попытка взыскать недоимки с мастеровых и крестьян. Восставшие отказались

13


возместить недоимки, накопленные за предыдущие годы. Они прогнали из селений сборщиков недоимок, вооружились ружьями, топорами, вилами. Вызванная из Барнаула воинская команда встретила дружное сопротивление. Против восставших применили оружие. В результате столкновения среди мастеровых и приписных крестьян оказались раненые и убитые. Организаторов схватили и жестоко наказали. Выступление не осталось бесследным. Власти вынуждены были прекратить сбор недоимок с крестьян и мастеровых Алтайского горного округа. Восстание послужило толчком к усилению массовой борьбы крестьян всей Западной Сибири.

Реформа 1861 года способствовала росту кустарных промыслов. Трудовое население Бердска славилось местными изделиями на всю округу: поярковые шапки да самокатные валенки расходились молниеносно. Глядя на добротные валенки, трудно было представить, в каких тяжелых условиях работали кустари-пимокаты. Чаще всего мастерская размещалась в жилой избе. Оборудование самое примитивное: деревянный стол, большая печь для сушки готовой продукции, шерстобойный лучок с решеткой. Инструменты тоже были несложные: деревянные колодки, каток, модели валенок различных фасонов. Во время работы пыль покрывала все предметы, висела в воздухе, просачивалась в легкие. Дополняли картину мастерской сырость и духота. Обычно в сортировке и битье шерсти участвовали все члены семьи от мала до велика.

Налажено было в те годы и «деревянное» производство. Ложки, блюда, веретена, ведра, ушаты, кадки, лопаты, ковши — все умели мастерить бердские крестьяне.

Ликвидация горнозаводской барщины способствовала развитию капиталистических отношений в сибирской деревне. Одним из видов заработка жителей Бердска и близлежащих деревень был помол муки. Для этого на реке строились небольшие мельницы, так называ-

14


емые «мутовки». Это были простейшие сооружения: у воды ставили сарай или избенку и делали небольшую запруду, затем прилаживали водоливное колесо и натягивали к жерновам веревочный привод. И... мельница готова. Производительность ее —шесть пудов в сутки. Но скоро «мутовкам» пришел конец. Их хозяева не выдержали конкуренции и разорились. За дело взялись предприимчивые дельцы, которые запрудили реку в самом гористом месте, соорудили плотину, построили мост, а рядом поставили паровую мельницу. Хозяевами ее стали купцы Гороховы.

В книге известного путешественника В. П. Семенова Тян-Шанского «Для русских людей» дано описание пути по Оби от Кривощеково до Барнаула и далее «вверх по течению реки Берди, где идут живописные места, причем их живописность увеличивается по мере приближения к Салаирскому кряжу, из которого Бердь вытекает». О Бердске конца XIX века он пишет: «Первая от

15


Кривощеково пристань Бердская представляет собой старинный острог, основанный еще в начале XVIII века для отражения нападения кочевников, а теперь — большое торговое село, имеющее свыше 2500 жителей. Расположено оно на правом берегу Оби, около которого тянется сосновый бор. Здесь помещается почтово-телеграфная станция, церковь, училище, кумысно-лечебное заведение. Оборот 20 торговых заведений села достигает 450 тысяч рублей. Главные виды торговли: спиртные напитки, мануфактурные товары, хлеб и сельскохозяйственные орудия. Здесь развит кузнечный промысел...».

Характеристику села того периода дополняют и другие источники. На трех улицах — Большой, Средней и Задней — стояли одноэтажные убогие избенки. Многие из них не имели крыш, надворных построек, изгородей. И только избы купцов и богатых крестьян выделялись оригинальностью архитектуры, резными наличниками и разукрашенными ставнями. На Большой улице стояла двухэтажная казарма, где размещались солдаты артиллерийской части. Неподалеку — здание волостной управы, дальше дома мирового судьи и пристава. На этой же улице было несколько полукаменных домов и магазинов, а также деревянные лавки, винный погреб и игральный дом.

Достопримечательностью Бердска была плотина, о необычном устройстве которой писали многие путешественники. Ее строители использовали каменный (порфиритовый) грунт Берди в качестве естественного фундамента, на который поставили «свинки» и балки, а от них опустили на дно реки затворы, регулирующие воду в искусственном водоеме. «Такая деревянная плотина,— пишет В. П. Семенов Тян-Шанский,— во время прохода льда свозится на берег и легко собирается вновь. Мельница хорошо оборудована и в техническом отношении».

Строительство Сибирской железной дороги заметно оживило жизнь Бердска. Подготовка к ее сооружению

16


резко увеличила приток переселенцев. Тысячи семей и одиночек потянулись на Транссибирскую магистраль. Численность населения Бердска стала возрастать. В сентябре 1895 года газета «Томский справочный листок» сообщала: «Благодаря переселенческой волне, население Бердска в последние 10 лет удвоилось, так что в нем, по официальным данным, считается 2500 жителей», А еще через 10 лет та же газета отметила новый прирост населения: «...жителей обоего пола до 5 тысяч. Занятие их — земледелие, извоз, торговля...»

В конце XIX века в Бердске был целый ряд промышленных предприятий и мелких кустарных мастерских: гороховская мельница, два мыловаренных завода, пимо-катная мастерская, маслобойня, столярные и шорные мастерские, смолокурня и кирпичный завод.

Мельница Горохова в Томской губернии считалась одним из ведущих предприятий по производству муки. Это была настоящая фабрика по переработке зерна. В сутки она молола до 5,5 тысячи пудов пшеницы (почти 90 тонн), вырабатывая муку нескольких сортов: крупчатку, манку, сеянку, первач, барнаулку. Бердские мукомолы славились своим мастерством на всю Сибирь, были известны они и в Европе, где неоднократно завоевывали на выставках медали. В 1909 году на первой Всероссийской выставке Бердсков мукомольное предприятие за хорошее качество продукции получило малую золотую медаль Министерства торговли и промышленности.

Хлеб для переработки привозили из деревень Алтая и близлежащих сел. Гороховские приказчики за бесценок скупали его на пристанях или на базарах. Старожилы города вспоминают, как ежегодно ранней весной восстанавливали через Бердь мост, укрепляли плотину, забивали новые сваи и сооружали водохранилище. Делалось это до паводка. Рабочие часами стояли в ледяной воде, приобретая при этом ревматизм. Медицин-

18


екая помощь на мельнице отсутствовала, заболевшие рабочие были предоставлены самим себе.

Здесь, на гороховской мельнице, формировался один из отрядов сибирского рабочего класса. Большая его» часть все еще держала связь с сельским хозяйством^ имея по 1—2 десятины земли. Получая мизерную зарплату и не имея специальности, рабочие боялись окончательно оторваться от земли. По 10—12 часов труди* лись они на предприятии, где все приходилось делать вручную. Большинство работали на мельнице постоянно,, часть же рабочих трудилась сезонно в период между посевом своей десятины и жатвой. Работали грузчиками, выбойщиками мешков, вейщиками, сортировщиками,, масленщиками. Особенно много рабочих было занято на транспортировке зерна и муки. От пристани на Оби тянулись на мельницу обозы с пшеницей, обратно — с мукой. Более 120 подвод делали по нескольку рейсов в день. С подвод на мельницу и в склады хлебопродукты доставлялись ручными тачками и на плечах грузчиков с помощью «бегунков» — так назывались заплечные носилки. Лишь в 1908 году предприниматели ввели некоторые усовершенствования, что диктовалось, главным образом, желанием извлечь побольше прибылей. Началось сооружение подвесной канатной дороги от хлебных складов на Оби до Берди, где находилась мельница. Рабочие вырубили огромную просеку, вдоль нее установили деревянные опоры и по всей трассе натянули стальной канат. Движение троса, на который крепились металлические бадьи, осуществлялось при помощи электроэнергии. Вырабатывала ее турбина, установленная на Берди. Расстояние почти в пять километров бадьи с грузом преодолевали за полчаса.

Огромные прибыли, которые давала предпринимателям мельница, дополнялись и другими доходами. Они разводили крупный рогатый скот, овец, свиней, на корм которых использовали отходы от мукомольного произ-

19


водства, имели колбасную мастерскую, а со строительством Сибирской железной дороги появилась еще одна доходная статья — пассажирские перевозки по Оби. Все это позволяло купцам Гороховым жить на широкую ногу, иметь собственные дома во многих городах Сибири, дачу на берегу Катуни. А в это время большинство рабочих мельницы жили в землянках, вырытых в крутом берегу реки. Эти жалкие лачуги напоминали пещеры древнего человека. Весной и осенью в них стояла невероятная сырость, а зимой — холод. В начале XX века при мельнице открыли ремесленную школу. В 1910 году в ней обучалось слесарному и столярному делу 35 подростков. Томский журналист писал о ней: «К сожалению, программа общеобразовательных предметов в ре-

20


месленной школе крайне скудна. Достаточно сказать, что окончившие школу ученики выходят с убеждением, что земля стоит на трех китах...»

Ежегодно в селе проводились ярмарки. В середине лета — Ивановская, с оборотом в 8—10 тысяч рублей. В ноябре — Михайловская, торговый оборот которой доходил до 200 тысяч рублей. На ярмарках торговали сельскохозяйственными продуктами, изделиями кустарных промыслов (валенками, сетями, сбруей и др.), кожей, шерстью, рыбой. Продолжавшаяся две недели Михайловская ярмарка вносила праздничное оживление в жизнь села. Многие его жители получали небольшие доходы, превращая свои дома в «заезжие дворы». На торговой площади с раннего утра скапливалось много народу, здесь под гармонь пели частушки, нередко возникали кулачные бои, в балаганах выступали цирковые артисты. В «Томском листке» за 1895 год можно прочитать небольшую заметку о Бердске: «В нем две школы. Одна министерская, где обучается 120 человек, и другая церковноприходская с 30 учащимися. Последняя открыта лишь в прошлом году и фактически ее хозяином состоит, как ни странно, некто Р., местный крестьянин, поместивший школу у себя в доме и обещавший платить жалование учительнице по десять рублей в -месяц». Первая библиотека в селе появилась в 1897 году. В ней было около четырех тысяч книг. В библиотеку записалось 150 взрослых читателей. Всю культурную работу в селе вело так называемое сельскохозяйственное общество, состоявшее из девяти человек.

В 1899 году газета «Сибирская жизнь» поместила заметку корреспондента, побывавшего в Бердской волости. В ней сообщалось: «Мрут дети от скарлатины. Посетил деревню сельский врач, констатировал болезнь, Дал лекарство и уехал. Отчего бы не устроить хотя бы временно во время эпидемий постоянной медицинской Помощи в деревнях, так как эти мимолетные приезды не

21


имеющего ни минуты свободного времени сельского врача, кроме недоразумений, ничего не сеют...» Весь медицинский персонал больницьгв 1910 году состоял из 4 человек. Находилась она в частном доме и располагала 6 койками. В селе имелась небольшая частная аптека. За весь 1908 год она отпустила лекарств по 267 рецептам. Та же газета сообщала: «В деревне Каене все лето и осень умирал народ от эпидемии брюшного тифа. Помощи не было никакой».

Таковы странички истории нашего города.

Православие.Ru Образование и Православие
Рекламодатели сегодня: