По благословению Высокопреосвященнейшего ТИХОНА,
Митрополита Новосибирского и Бердского

БЕРДСК ПРАВОСЛАВНЫЙ

Сайт о духовной жизни города Бердска

•   » » Колокол памяти 

   

Колокол памяти


1 мая 2013

Каждый год, девятого мая, Святая Православная Церковь празднует победу русского народа в Великой Отечественной Войне 1941 – 1945 годов.

С каждым годом, все меньше среди россиян и граждан других государств участников тех великих сражений, в которых решался не только исход отдельно взятой битвы, но и войны в целом.

На полях войны, в первую очередь решалась судьба самого государства Российского, его настоящего и будущего, а также решалась судьба всей многовековой истории России, его православных корней, уходящих во глубину веков. Сегодня, на страницах праздничного выпуска нашего издания, мы публикуем рассказы о тех православных людях, которые сражались за родину в те тяжелые годы испытаний для всего нашего народа.

 

Колокол памяти

 

Митрополит Новосибирский и Бердский Тихон с воспитанниками Бердской Гимназии и ветеранами Великой отечественной Войны Г.С. Емельяновым и о. Валентином Бирюковым

Открываем тему посвященную Дню Великой Победы, рассказом Митрополита Новосибирского и Бердского Тихона о его родителе, Григории Степановиче Емельянове, испытавшем на себе все тяготы и лишения Великой Отечественной. Сам Григорий Степанович здравствует и поныне, отметил свое девяностопятилетие, но в Новосибирске не проживает, поэтому за рассказом о его посильном воинском подвиге мы обратились к самому владыке Тихону, получив на то его милостивое согласие. Ниже приводим рассказ митрополита Тихона с небольшими сокращениями:

Колокол памяти - У Григория Степановича, как и у многих его сверстников, жизнь сложилась очень непростая. Когда ему было двенадцать лет, а брату только шесть, семью по доносу раскулачили, а попросту разорили, отправив на высылку из под Казани, где они жили, на станцию Черемхово, что в Иркутской области. Произошло это в 1929-м году. Отца семейства Степана Федоровича, отправили в другую сторону, на строительство Беломоро-Балтийского канала, несмотря на то, что Степан Федорович был в числе организаторов колхоза, воевал в Красной армии. Работник НКВД спровоцировал ряд доносов и сразу пятнадцать человек из села подверглись репрессиям, в том числе и семья моего деда.

Согласно выданной властями справке о том, что все они являются «чуждым элементом», отцу не разрешили учиться в школе, а взрослым работать на общих основаниях. Ссыльным доставался самый тяжелый труд.

Отец в свои двенадцать лет работал конюхом на вывозке леса, работа на морозе, в лесу, была очень тяжёлой. Бабушка рассказывала, что он даже ночью во сне громко понукал лошадью, которая как ему казалось, не слушалась его.

Когда началась война, отца сразу призвали на фронт, ему было тогда, двадцать четыре года. То поколение первых призывников, было почти полностью уничтожено в первые же месяцы войны. Отец служил минометчиком, и почти всю войну провел на передовой.

Первый бой Григорий Степанович принял под Подольском, защищая Москву от врага с южного направления. Воевать приходилось в немыслимых условиях. К примеру, отец рассказывал, что им выдали винтовки, изготовленные еще при царе и без единого патрона. Минометы были оснащены только одним зарядом на минометный расчет. Чему тут удивляться, когда в первом же бою, вся безоружная дивизия попросту разбежалась, воевать было нечем, голыми руками на танки не пойдешь. Фашисты начали просто расстреливать наших солдат из крупнокалиберных пулеметов с Подольской колокольни, она там до сих пор стоит, эта колокольня.

Отец говорил, что некоторые молодые солдаты бежали за пятьдесят километров от Подольска, до самой Москвы. Утром следующего дня командир дивизии, сидя на белом коне со слезами, ведь это грозило расстрелом, обратился к остаткам дивизии со словами: «Родина дала вам оружие, и вы его потеряли, так добывайте оружие в бою!» И всех погнали в бой уже полностью безоружных. В результате, за два дня вся дивизия была уложена в землю.

У отца, как и у большинства воевавших, очень тягостные воспоминания о войне. Никакого питания, лекарств, не было. Спали на снегу в окопах. Грелись возле костра. На Курской дуге, зимой, отец получил серьезнейшее воспаление легких, что немудрено было в тех условиях.

Сначала его подобрал полевой госпиталь, где он долго лежал на каменном полу без всякого внимания к себе. Находясь в полубредовом состоянии, он обратился к одной из медицинских сестер с просьбой подложить, что нибудь под него, лежащего на каменном холодном полу. «Много вас тут таких лежит», таким был ответ.

А вот другая сестра милосердия, не оставила без внимания умирающего молодого бойца, нашла и подложила под него какой-то тюфяк, укрыла шинелью. Так отец познакомился с моей мамой, Екатериной Тимофеевной.

После госпиталя, отец во второй раз был отправлен на фронт, был ранен в бою, снова госпиталь и снова очередная отправка на фронт. Рассказывал отец и такой случай. Однажды остановились они с бойцами в овраге, начали окапываться. Только он нагнулся с лопатой, как прямо на уровне его спины прошла пулеметная очередь, если бы не нагнулся в тот момент, не миновать было смерти. Рассказывал и забавные истории из воинской жизни времен войны.

Однажды был такой случай. Приехала к ним в подразделение полевая кухня, начали раздавать кашу бойцам. Солдаты встали с котелками, ждут своей очереди. В это время, немцы, заметив движение на нашей стороне, начали обстрел позиций. Все солдаты были привычные к таким вещам, никто не разбегается, все стоят, как стояли. А вот повар, видимо не побывавший еще в подобных переделках, неожиданно пополз в сторону от полевой кухни, чем вызвал громкий смех у стоявших к нему в очереди солдат.

В основном среди солдат были отчаянные ребята, особенно разведчики, погибали, конечно, они часто. Ходили в окопах, не пригибаясь, а тут и снайперы и шальная пуля или снаряд, всякое бывало.

Второй раз отец повстречался с мамой совершенно случайно, при наступлении под Киевом. Сотни тысяч шли в наступление, все дороги были забиты техникой и людьми. Переночевать было негде, во всех населенных пунктах наступающие войска, все дома заняты людьми под завязку. Отец после воспаления берегся, на снегу ночевать было опасно, и им кто-то посоветовал идти в соседний хутор за пять километров. Пришли туда, и там все занято, негде переночевать. Стали искать по избам места. В одном из домов было посвободнее, но хозяйка сказала, у меня, девчата из медсанбата расположились, и тут на разговор выходит мама, узнала его, - «А, старый знакомый!» Так они встретились еще раз через два года.

После этой удивительной встречи, отец пошел к начальству с просьбой оставить его служить при госпитале, ему такое разрешение было дано, и они до конца войны с мамой уже не расставались. Мама тоже была человеком смелым, кроме службы в госпитале была снайпером, специально обучалась этому военному искусству. Однажды она даже спасла своего командира от расправы.

Когда война шла уже на территории Польши, командир отправился в село за подводой для нужд госпиталя. У него был автомат ППШ, а диск с патронами он забыл взять. Видя это, мама взяла диск и побежала в село. У нее была винтовка с собой. А там, местные жители, враждебно настроенные к бойцам красной армии уже окружили его безоружного, готовясь убить. Мама скомандовала всем отойти от командира, направив карабин на поляков, отдала ему диск от автомата, и тем самым спасла ему жизнь.

Такие вот случаи бывали на войне, война есть война, люди были озлобленны. За этот случай мама была представлена к награде, получив медаль «За отвагу». Так мои родители дошли до конца войны, отец еще дослуживал какое-то время, а мама возвратилась в Воронеж, где дожидалась отца. После его возвращения они поженились и жили в Воронеже, где вырастили нас, своих четверых детей.

Помню, как на сорокалетие победы, маму пригласили на встречу с ветеранами, где попросили рассказать о войне. Она сказала тогда: «Война это грязь, пот и слезы…» Везут молодых, здоровых парней, отправляя их в бой, а через час боя их везут обратно инвалидами, уже без рук, без ног или без глаз. Что такое полевой госпиталь в условиях войны и беспрерывных боев? Положат раненого на его же окровавленную шинель на траву, через день он в червях, в отходах своих же. Не было ничего, ни перевязочного материала, ни медикаментов. Многие даже брезговали подходить к раненым.

Мама рассказывала, что всегда подходила, помогала, как могла, марганцовкой промывала раны, перевязывала. Наводила крепкий чай с сахарным сиропом, поила ослабевших. Оставшиеся в живых, потом обязательно находили госпиталь, благодарили маму за её участие и сострадание. По прошествии лет, мама написала книгу о том времени, о той войне, о событиях того времени.

Мы в семье воспитывались в большом уважении к людям, которым довелось воевать и к памяти тех людей, что сложили головы на фронтах той войны. Считаю обязательным и сейчас говорить молодежи такие слова, что бы память о тех страданиях, о тех героях, наших предках, всегда жила и вела нас по правильному жизненному пути. Особенно нужно помнить и чтить память о тех, кто отдал свои жизни за наше будущее.

Продолжаем материал о православных воинах, пронёсших священную веру в победу через всю войну, рассказом об отце Валентине, который и сегодня, несмотря на преклонный возраст, служит в Сретенском храме Бердска, являясь самым почтенным и почитаемым в народе священником Бердского прихода.

Колокол памяти Когда началась война, Валентина Бирюкова вместе с тысячами других, двадцатилетних мальчишек посадили «в телячьи» вагоны, отправив на защиту родины от захватчиков. Но, сначала были краткосрочные курсы артиллеристов в Омске, а уже затем – блокадное кольцо смерти и дорога жизни на Ладоге. Мог ли даже подумать тогда молодой солдат, что он будет почти заживо похоронен, что придется ему пройти все самые страшные испытания той войны. В госпитале сказали - родился в рубашке. Не способен человек выжить после попадания в тело одновременно пули, осколков от артиллерийского снаряда и бомбы. А он знал, что ему помог Бог. Потому, что не хотелось умирать не пожив, не исполнив своего долга, предопределенного судьбой. Потому, что просил у Всевышнего жизни.

Даже сейчас, по прошествии стольких лет, воспоминания о том дне, заставляют сжиматься сердце. ...

…Он очнулся в яме среди множества тел убитых товарищей. Только высокое небо, и жгучая нестерпимая боль. Кричать бесполезно. Валентин глотал соленые грязные слезы и молился, молился. Его не закопали в братской могиле по чистой случайности (или по велению свыше?) Увидели, не могли не увидеть живые глаза.

Госпиталь прифронтовой полосы мало отличался от окопов. Вши, грязь, кровь, смертельная усталость, тошнотворный трупный запах, мухи и черви, буханка хлеба из травяной муки на четверых солдат. Поневоле хватались за любую спасительную соломинку - чаще и чаще обращались к Богу.

Телевизионные, пусть даже документальные, версии войны - лишь бледное отражение действительности. Выздоравливающим солдатам приходилось сжигать целые скирды умерших от голода мирных людей. Хоронить было некому. Зловонный дым поднимался в небо. А люди постепенно привыкали к смерти, души деревенели. Когда разбомбили двенадцать складов с провизией, гражданское население собирало землю и по крупинке выискивало что-нибудь съестное. Залив горячей водой, можно было снять сверху жир. Сладкая земля шла за чай.

Каждую свободную минутку рядовой Бирюков проводил в библиотеке ленинградской духовной семинарии. Его тянуло в церковь, ему хотелось узнать божественную правду самому и рассказать о ней сослуживцам. Из числа верующих, или просто крещеных солдат, сплотилось некое братство. У них не было ничего, кроме молитвы, кроме слова Господня, кроме собственной совести. Несколько раз в течение жизни предсказывали Валентину Бирюкову его судьбу. Первый раз это случилось, когда ему было всего десять лет, затем сразу после войны - в сорок восьмом, и в шестьдесят пятом году ему в третий раз, предрекли быть священником.

А во время фронтовой мясорубки дважды Господь уберег солдата от смерти, заставив сменить место дислокации. Валентин всегда знал, что именно Бог руководит им, и благодарил Создателя за спасение, за силы, за веру.

Девятого мая, 1945 года, в день объявления о полной капитуляции немецко-фашистских войск, солдат Бирюков, прошедший всю войну, плакал вместе со всеми, упав на колени, плакал и благодарно молился о спасении нашего отечества в той страшной войне. Наверное, даже не осознавая, что он, как и многие его сверстники, стал самым непосредственным участником великого события, воином – созидателем великой победы.

Материал подготовил Вадим Андрианов

Источник: "Бердск Православный" 1 (45) 2013


  
Всего оценок: 1  

Расписание Богослужений
Бердск православный
Воскресная школа
ВПК "Добрыня"
Православная Гимназия
Артель мастеров
Казанская часовня
Епископ Сергий (Соколов)
Архимандрит Макарий
История
Бердский приют
О проекте
 Архив
Обратная связь


Расписание паломнических поездок Центра при Соборе Св. Благоверного князя Александра Невского.


Приглашаем всех желающих на занятия

Студия традиционного фольклора ЛАДИЯ

Подробнее...


Сообщество епархиальных ресурсов

Участник сообщества епархиальных ресурсов. Все православные сайты Новосибирской Епархии.

Друзья! Присоединяйтесь к нашему сообществу, это поможет сделать ваш сайт более известным.

Анонсы

В Бердске пройдет благотворительная акция "Белый цветок"

Фотоальбомы >>>


Фотохроника строительства Богоявленского храма в Бердске

Фотографии старого Сретенского храма >>>

6 сентября 2014 года - освящение закладного камня нового храма >>>

Крестный ход на Святой источник в м-р Ложок 22 июня 2014 >>>

Фоторепортаж с Крестного хода в День Святой Троицы 8 июня 2014 >>>

+

Информация

Дорогие братия и сестры!

Молебен о исцелении страдающих наркотической, алкогольной, игровой зависимостью и для их родителей совершается каждый четверг в 17.00 в Сретенском храме по ул.Лазо 18.

Беседа для родителей чьи дети попали в зависимость от наркотиков, алкоголя и игровых автоматов проходит каждый четверг, в 18.00
в Православной гимназии по ул. Горького д. 46.

Беседы проводят:
1. Священник Василий Бирюков, настоятель Преображенского собора.
2. Помощник руководителя Православного реабилитационного центра при соборе святого Александра Невского города Новосибирска, Новосибирской епархии, Русской Православной Церкви.

Для желающих принять  ТАИНСТВО СВЯТАГО КРЕЩЕНИЯ,  
проводятся огласительные беседы в храме СРЕТЕНИЯ ГОСПОДНЯ, по средам в 18-00.  Адрес: ул. Лазо, 18
Вопросы тел. 2-33-84


Дорогие братия и сестры! Приглашаем всех принять участие в разработке сайта. Если вы хотите опубликовать свои материалы на нашем сайте, мы разместим ваши статьи в соответствующем разделе. 


Непридуманные рассказы батюшки Валентина >>>

"На земле мы только учимся жить". Протоиерей Валентин Бирюков  >>>

Правдой будет сказать - Книга Владыки Сергия (Соколова) о своей жизни. >>>

Исповедь и причастие. Как к ним подготовиться >>>


 

Июль 2019 (2)
Июнь 2019 (1)
Май 2019 (8)
Апрель 2019 (3)
Март 2019 (2)
Февраль 2019 (2)

«    Июль 2019    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
293031 

300-летие Бердска, Великий пост, Гимназия, День Святой Троицы, День народного единства, День славянской письменности и культуры, Крестный ход, Крещение Господне, Ложок, Масленица, Медцентр «Святитель Лука», Пасха, Преображение Господне, Преображенский собор, Протоиерей Валентин Бирюков, Протоиерей Василий Бирюков, Протоиерей Сергий Рогов, Рождество Пресвятой Богородицы, Рождество Христово, Святки, Сретенский храм, Строительство Богоявленского храма, Фотохроника строительства Богоявленского храма, Часовня, видео, колокола, концерт, фото
Поиск



 
Искомое.ru

Архив (1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 2008 | 2009  | 2010) АМ карта сайта

 Журнал основан в мае 2002 года. При использовании материалов ссылка на "Бердск православный" обязательна.
Наш адрес в интернет - http://berdsk.orthodoxy.ru
a404a12@yandex.ru

Православие.Ru Образование и Православие Образование и Православие